Стихотворение Б. Ахмадулиной «Как никогда, беспечна и
добра...» — небольшая зарисовка из городской жизни. Уже первые строки его «Как
никогда, беспечна и добра, я вышла в снег арбатского двора...» характеризуют
лирическую героиню как представительницу определенного социального круга.
В стихотворении «Не добела раскалена» Б. Ахмадулина
обыгрывает созвучие «ночь» — «печь». Речь идет о белой ночи в
Санкт-Петербурге: «Не добела раскалена, и все-таки уже белеет ночь над Невою».
Первая строчка моментально рождает ассоциацию «ночь» — «печь», что делает
образ белой ночи более выразительным
В творчестве И.А. Бродского сложилась целая поэтическая
традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в
1961 году, последнее — в 1995-м. Стихотворение «Рождественская звезда» (1987)
можно назвать одним из самых известных произведений «рождественского цикла».
Стихотворение А.А. Ахматовой
"Покорно мне воображенье...” написано в селе
Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии,
принадлежавшем её свекрови Анне Ивановне
Гумилёвой. Анна Ахматова бывала в нём каждое лето
со времени замужества до 1925 года.
В творчестве любого поэта
важное место занимает тема любви. Но в раннем
творчестве Ахматовой её трудно выделить особо,
потому что всё, что она пишет, написано или о
любви, или в присутствии любви, или при
воспоминании об ушедшей любви.
Петербург
предстаёт перед читателем как новая столица,
блаженная колыбель, тёмный город у грозной реки,
торжественная брачная постель; город, горькой
любовью любимый...
На первый взгляд, это стихотворение можно отнести к любовной лирике,
так как речь в нём идёт о знаменитом "сожжённом письме” Е.К. Воронцовой
А.С. Пушкину. Однако в стихотворении оказываются смешаны разные
времена, образы разных эпох, которые не сразу складываются в нечто
целое.
Это стихотворение Бунина уже было в
экзаменационном списке, поэтому наши ученики
обратятся к материалам Интернета. Можно
опередить их, сопоставив на консультации
несколько из таких текстов. Остановимся на двух.
Много путей к разгадке идейного содержания
стихотворения, название - только один из них. Ночь
- часть суток от заката до восхода солнца, нет
ничего таинственнее этого времени… За сменою
ночи следует смена веков - так рождается
вечность.
Стихотворения «Петух на церковном кресте»
Ивана Бунина и «Петухи поют» Николая Заболоцкого
венчают поэтическое творчество великих
художников. В этих произведениях также пребывает
своеобразное "подведение итогов”.
Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое
место в творчестве любого поэта или писателя.
Человек, способный иначе воспринимать мир и
изображать его словами, рано или поздно приходит
к осознанию (или к необходимости осознания)
смысла своего существования и вообще
человеческой жизни.
Люблю Бунина. Люблю бесконечно.
Люблю за простоту и ясность языка, за
неторопливое, спокойное повествование, за
непревзойдённую музыку стиха. Чем больше его
читаю, тем сильнее он притягивает к себе.
Одиночество... А ведь это,
пожалуй, основное состояние лирического героя
И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется
известное стихотворение поэта, датированное 1903
годом.
Вскоре после крестьянской реформы 1861 года в России наступили "трудные
времена". Начались преследования и аресты. Сослан в Сибирь поэт М. Л.
Михайлов, арестован Д. И. Писарев. Летом 1862 года заключен в
Петропавловскую крепость Чернышевский.
Первое пореформенное лето Некрасов провел, как обычно, в Грешневе, в
кругу своих приятелей, ярославских и костромских крестьян. Осенью он
вернулся в Петербург с целым "ворохом стихов". Его друзей интересовали
настроения пореформенной деревни: к чему приведет недовольство народа
грабительской реформой, есть ли надежда на революционный взрыв?
В "Последыше" мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы
"камедь" подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись
посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ
тех полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками
и крестьянами после реформы 1861.
"Крестьянка" подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения.
Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а
управитель при смерти".
Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека
намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают
подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн
хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в
эпопее.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - произведение огромного масштаба. Ее с
полным основанием можно назвать "энциклопедией крестьянской жизни". Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении
крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же
бесправным и угнетенным.
Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Задумав создать книгу о народе и для народа, Некрасов подчиняет этой
цели весь художественный строй произведения.
Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой
падшей женщине, предупреждая во многом картины и образы Достоевского.
Очень тонко это сделано в стихотворении "Еду ли ночью по улице темной...",
после которого Н. Г. Чернышевский заявил, что Россия приобретает
великого поэта.
Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства,
роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих
лирических произведениях поэта не раз обращается к теме
назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.
Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это
жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении
описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском
доме, но была выдана замуж за простого мужика.
Пушкин сказал в своем «Пророке» о нравственном долге поэта, борца за
правду. «Пророк» Лермонтова — художественное обобщение скорбной участи
глашатая правды, обладающего всеведением, в эпоху реакции. В VII главе
«Мертвых душ» Гоголь поведал о разной судьбе двух писателей.
В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе В.
Маяковский, призывали сбросить русскую классику «с парохода
современности», они заявляли о необходимости отказаться от классического
наследия и создавать новое искусство, искусство будущего.
Стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и
человеку» написано в 1926 году. Оно является примером гражданской
лирики. Лирическое чувство и гражданский пафос в нем нераздельны.
Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко
нервно...» (1914) - одно из оригинальных и непривычных для солидной
публики начала 20 века произведений.