|
Главная » Статьи » ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
|
В категории материалов: 63 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Одним из последних заветов, с которым умирающий
Тургенев обратился к русским писателям, была его просьба, — хранить
чистоту нашего драгоценного наследия — русского языка. |
Ранняя народная русская литература, которая лишь
отчасти хранится в памяти крестьянского населения, отличается
поразительным богатством и полна глубокого интереса. Ни одна
западноевропейская нация не обладает таким поразительным богатством
народного творчества, в форме преданий, сказок и лирических народных
песен, — причем некоторые из них отличаются необыкновенной красотой, — и
таким богатым циклом эпических песен, относящихся к седой древности. |
Несмотря на богатство своего эпоса, Россия не
имеет собственной «Илиады». Не нашлось в те времена поэта, который
вдохновился бы героическими деяниями Ильи, Добрыни, Садко и т. д. и
создал бы из них эпическую поэму, подобную поэме Гомера или «Калевале»
финнов. Это было сделано лишь по отношению к одному только циклу
преданий — в поэме «Слово о полку Игореве». |
Говоря о ранней русской литературе, необходимо упомянуть также, хотя бы вкратце, о летописях. |
Монгольское нашествие, случившееся в 1223 г.,
разрушило всю эту молодую цивилизацию и повело Россию по совершенно
иному пути. Главные города южной и средней России были разрушены. Киев,
бывший многолюдным городом и центром тогдашней образованности, был
низведен до степени незначительного поселения, с трудом борющегося за
существование, и в течение следующих двух столетий он совершенно
исчезает из истории. |
Первая русская Библия была напечатана в Польше в
1580 году. Несколькими годами позднее была устроена типография в Москве,
и властям русской церкви пришлось теперь решать — какой из писаных
текстов, бывших в обращении, следует принять за оригинал при печатании
священных книг. |
Бурные реформы Петра I, создавшие военное
европейское государство из того полувизантийского и полутатарского
царства, каким Россия была при его предшественниках, дали новый поворот
литературе. Здесь было бы неуместно оценивать историческое значение
реформ Петра I, но следует упомянуть, что в русской литературе имеется,
по крайней мере, два его предшественника в смысле оценки тогдашней
русской жизни и необходимости реформ. |
Со вступлением на престол Екатерины II
(царствовавшей с 1762 по 1796 г.) начинается новая эра русской
литературы. Литература оживляется, и, хотя русские писатели все еще
продолжают подражать французским — главным образом ложноклассическим
образцам, — в их произведениях начинают, однако, отражаться результаты
непосредственного наблюдения над русской жизнью. |
Распущенность нравов, характеризовавшая русское
высшее общество в XVIII веке, отсутствие высших стремлений,
низкопоклонство дворянства и ужасы крепостного права — неизбежным
образом вызвали реакцию среди лучших людей России, и эта реакция
воплотилась отчасти в широко распространившемся масонском движении, а
отчасти в христианском мистицизме, корни которого лежали в мистических
учениях, пользовавшихся тогда большой популярностью в Германии. |
Таковы были, стало быть, элементы, из которых
могла развиваться русская литература в XIX веке. Медленная работа
предыдущих пяти веков уже подготовила то великолепное, гибкое орудие —
литературный язык, который вскоре послужил Пушкину для создания его
мелодических стихов и Тургеневу для его не менее мелодической прозы. |
Император Александр I прошел через те же изменения
мнений, что и его бабушка, Екатерина II. Он получил образование под
руководством республиканца Лагарпа и в начале царствования выступил как
либеральный монарх, готовый дать России конституцию. |
Английские читатели до некоторой степени были
когда-то знакомы с Пушкиным. Просматривая ценную коллекцию журнальных
статей, относящихся к русским писателям, которая была предоставлена в
мое распоряжение проф. Кулиджем, я нашел, что в 1832 году и позднее, в 1845 году, о Пушкине
упоминалось как о писателе более или менее известном в Англии, причем в
журналах давались даже переводы некоторых из его лирических
произведений. |
Рассказывают, что, когда Тургенев встречался со
своим близким другом, Кавелиным, — симпатичным философом и выдающимся
писателем по историко-юридическим и общественным вопросам, — они часто
начинали спор: «Пушкин или Лермонтов?» Тургенев, как известно, считал
Пушкина не только одним из величайших поэтов, но и одним из величайших
художников, в то время как Кавелин утверждал, что Лермонтов, в его
лучших произведениях, стоит как художник немногим ниже Пушкина, но что в
то же время его вдохновение имеет более высокий полет. |
В последние годы своей жизни Пушкин
предпочтительно писал прозой. Он начал обширную историю пугачевского
бунта и сделал путешествие по восточной России, с целью собирания
материалов для задуманной им работы, — причем, не довольствуясь
архивными документами, он записывал воспоминания и народные предания о
великой смуте. |
Баснописец Крылов (1768—1844) принадлежит к числу
русских писателей, наиболее широко известных за границей. Английские
читатели знакомы с ним по превосходным переводам его произведений и по
статье о нем такого знатока русской литературы и языка, каким был
Рольстон; так что, в сущности, мало приходится прибавить к тому, что уже
было сказано Рольстоном об этом замечательно оригинальном писателе. |
Несколько второстепенных поэтов, современников
Пушкина и Лермонтова, должны быть упомянуты в этой главе. Влияние
Пушкина было настолько велико, что оно очевидно должно было вызвать
школу писателей, пытавшихся следовать по его пути. |
С Гоголя начинается новый период русской
литературы, которому русские литературные критики дают наименование
«гоголевского» периода и который продолжается до настоящего времени. |
Перлом среди повестей Гоголя из малорусской жизни
является историческая повесть «Тарас Бульба», воспроизводящая один из
наиболее интересных периодов истории Малороссии — пятнадцатый век. |
Если повести и рассказы Гоголя явились поворотным
пунктом в истории развития русской повести, то его комедия «Ревизор», в
свою очередь, явилась поворотным пунктом в истории развития русской
драмы; она послужила образцом для каждого из драматических писателей,
следовавших за Гоголем. |
Главным произведением Гоголя является повесть, или
«поэма», как он сам ее назвал, «Мертвые души». Эта повесть не имеет
сюжета, или, точнее сказать, ее сюжет отличается необычайной простотой.
Подобно сюжету «Ревизора», он был внушен Гоголю Пушкиным. |
Пушкин, Лермонтов и Гоголь были действительными
созидателями русской литературы; но они остались почти неизвестными в
Западной Европе. Только Тургенев и Толстой — два величайшие беллетриста
России, а может быть и целого столетия, — и отчасти Достоевский —
преодолели затруднение, которым являлся русский язык, делавший
недоступными для Западной Европы произведения русских писателей. |
Более полувека прошло с тех пор (1852 год), как
первая повесть Толстого, «Детство», за которой вскоре последовала
другая, «Отрочество», появились в ежемесячном журнале «Современник», за
скромною подписью «Л. Н. Т.». Эта небольшая повесть имела громадный
успех. |
К концу следующего (1853) года началась великая
Крымская война, и Л. Н. Толстой не пожелал оставаться бездеятельным в
Кавказской армии. Он перевелся в Дунайскую армию, принял участие в осаде
Силистрии и позже — в битве при Балаклаве; а с ноября 1854 года до
августа 1855-го находился в осажденном Севастополе, — некоторое время на
страшном Четвертом бастионе, где ему пришлось пережить все ужасы
геройской защиты крепости. |
«Юность», «Утро помещика» и «Люцерн» появились в
продолжение тех же лет, но они произвели как на нас, читателей, так и на
литературных критиков странное и скорее неблагоприятное впечатление. |
Несколько рассказов и повестей Толстого появились в
промежутке 1857—1862 гг. («Метель», «Два гусара», «Три смерти»,
«Казаки»), и каждый из них вызывал новое восхищение его талантом. |
В 1859—1862 годах по всей России шла ожесточенная
борьба между «отцами» и «детьми», вызывая нападки против молодого
поколения даже со стороны таких «объективных» писателей, как Гончаров,
не говоря уже о Писемском и некоторых других. |
В 1862 году Толстой женился на дочери московского
врача Берса и, живя почти безвыездно в своем тульском имении в течение
пятнадцати или шестнадцати лет, создал в это время два своих великих
произведения: «Войну и мир» и «Анну Каренину». |
Из всех беллетристических произведений Толстого
«Анна Каренина» обладает наиболее широким кругом читателей на всех
языках. Как произведение искусства оно стоит очень высоко. |
Всем известно, каким глубоким изменениям
подверглись взгляды Л. Н. Толстого на сущность жизни в 1875— 1878 годах,
когда он достиг приблизительно пятидесятилетнего возраста. |
Вышеуказанные идеи, выработанные Толстым таким
медленным путем, он изложил в трех произведениях, написанных
последовательно одно за другим: 1) «Критика догматического богословия»,
введение к которой более известное под именем «Исповеди», было написано в
1882 году; 2) «В чем моя вера» (1884) и 3) «Так что же нам делать?»
(1886). |
| |