Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека
намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают
подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн
хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в
эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает
многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц
духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство
вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти
таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией
восклицают:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий
действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных
представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто
он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь
он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии
народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется
богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле
начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской
мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не
было,- он обратился к народу за поддержкой:
И чудо сотворилося -
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:
Хитры, сильны подьячие,
А мир их посильней,
Богат купец Алтынников,
А все не устоять ему
Против мирской казны...
Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и
чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого
брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и
завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет.
Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее
характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил
рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной
площади:
Рубль лишний, чей - Бог ведает!
Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал,
Чей рубль? да не нашел.
Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления
странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что
надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в
критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды
народной и попадает в острог.
|