Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - произведение огромного масштаба. Ее с
полным основанием можно назвать "энциклопедией крестьянской жизни". Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении
крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же
бесправным и угнетенным. Вместе с тем, Некрасов решил показать, что
народ не сломлен, что в нем растет осознание своей силы и мощи.
Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за
народные интересы. В пятой главе первой части "Помещик странники
относятся к господам уж с явной иронией. Хотя помещик и выставляет себя
перед мужиками их защитником и благодетелем, странники ему не верят и над
ним посмеиваются. Они уже понимают, что дворянская "честь" не многого
стоит:
"Извольте: слово честное,
Дворянское даю!"
- Нет, ты нам не дворянское,
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Странники заговорили с барином дерзко и раскованно. Но даже не это
более всего удивляет Оболта-Оболдуева, помещика, знающего мужика лучше
всех других сословий русского общества. Его приводит в изумление, что
бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса "кому на
Руси жить хорошо?". Это так неожиданно для барина, что он, как лекарь,
руку каждому мужику пощупал: уж не больны ли они.
Почему? Да потому, что вчерашние "рабы" взялись за решение проблем,
которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбе
Отечества видело дворянство русское свое историческое предназначение и
после отмены крепостного права. А тут вдруг эту единственную миссию,
оправдывающую его существование, у дворянства перехватили мужики! Вот
почему,
Нахохотавшись досыта,
Помещик не без горечи
Сказал: "Наденьте шапочки,
Садитесь господа!"
За желчной иронией Оболта-Оболдуева скрывается горькая для него
жизненная правда: судьба помещичья теперь оказывается зависимой от этих
мужиков. Исповедь Гаврилы Афанасьевича глубоко лирическая. Монолог
помещика Некрасов выдерживает от начала до конца в традициях эпопеи:
речь идет не столько об индивидуальном характере Оболта-Оболдуева,
сколько о дворянском сословии вообще. Поэтому рассказ помещика включает в
себя не только "удар искросыпительный", но и поэзию старых дворянских
усадеб с их русским хлебосольством, с общими для дворян и мужиков
утехами, и тысячелетнюю историю дворянства, и серьезные раздумья над
современным состоянием русской жизни, в чем-то близкие авторским:
На всей тебе, Русь-матушка,
Как клейма на преступнике,
Как на коне тавро,
Два слова нацарапаны:
"Навынос и распивочно".
Мужики здесь не пассивные слушатели. они расставляют акценты,
вмешиваясь в помещичью речь редко, да метко. недаром рассказ помещика и
всю эту последнюю главу первой части завершает мужицкое слово, мужицкий
приговор:
Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Горячо верил Некрасов, что русскому народу не поставлены еще пределы.
И, заглядывая в далекое будущее, он верно чувствовал, что "собирается с
силами" русский народ и учится быть гражданином...
|