Одним из программных произведений Мандельштама в сборнике "Камень” является стихотворение "Notre Dame”. Чтобы раскрыть смысл этого стихотворения, необходимо вписать его анализ...
Художественный мир О.Мандельштама сложен для интерпретации. Перед
анализом его стихотворений испытывают трудности как учителя, так и
учащиеся. Одной из особенностей индивидуального стиля художника является
целостная структура его поэтического мира, где все стихотворения
связаны в некое единое архитектурное целое.
Стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса...» было опубликовано в первом сборнике поэта «Камень» в 1915
году. Стихотворение обращается ко второй песне «Илиады» Гомера «Сон
Беотия, или перечень кораблей», посвященной отплытию кораблей на осаду
Трои.
Примерно за двадцать лет до написания этого стихотворения
В.Брюсов в своей «Программе нового поэтического языка» обозначил новый способ
изображения в стихах какой-либо картины: раньше поэты показывали общий ее план,
акцентируя внимание на наиболее заметных частях.
Стихотворение Notre Dame
«простое», потому что ясно представляет собой
восторженное описание собора и затем вывод,
четкий, как басенная мораль, – Но чем
внимательней, твердыня Notre Dame, я изучал твои
чудовищные ребра, тем чаще думал я: из тяжести
недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам.
В первом варианте
стихотворение имело заглавие «Реймс – Лаон»,
потом отброшенное. С заглавием оно было бы более
понятным: заглавие давало читателю указание на
Францию и, может быть, на готику...
Жизнь Мандельштама многократно усиливает трагическое звучание его
стихов. В ХХ веке Мандельштам был не первым и не последним поэтом в
нашем отечестве, лишившимся "и чаши на пире отцов, и веселья, и чести
своей".
Этим стихотворением открываются
"новые стихи" (с "новым голосом") поэта – стихи 1930-х годов, когда
была создана едва ли не половина всех его лирических произведений.
1921 год – это год смерти А. Блока, расстрела Н. Гумилева, год
Кронштадтского мятежа. Одно из самых известных стихотворений
Мандельштама, написанное в это время, "Умывался ночью на дворе..."
открывает новый период его творчества – трагический.