С начала XI и
до конца XVII века русская литература жила, совершенно не соприкасаясь с
происходившим одновременно развитием латинского христианского мира. Как и
русское искусство, литература была ответвлением греческого ствола.
Писательство в
древней Руси не признавалось как вид деятельности. Писателей вовсе не было,
были только «книжники». Чтение книг («книжное почитание») считалось почтенным и
поучительным занятием, но новые литературные произведения писались только
тогда, когда в них возникала практическая нужда.
Литургии были тем
источником, который в древней Руси оказывал самое большое и постоянное
словесное воздействие на человека. Ум его получал свою православно-христианскую
интеллектуальную пищу на церковных службах, а не через домашнее чтение.
С Х века и до
татарского нашествия в середине XIII века политическим центром России был Киев.
В цивилизации этого периода господство принадлежало двум классам:
городскому духовенству и военной аристократии.
Самым большим и,
если не считать Слова о полку Игореве, самым ценным, оригинальным и
интересным памятником киевской литературы являются анналы, или хроники –
по-русски летописи.
Слово о полку
Игореве было обнаружено в 1795
году просвещенным дворянином графом А. И. Мусиным-Пушкиным в
рукописном сборнике, судя по почерку записей – XVI века, содержавшем
только светские материалы, в том числе вариант Digenis Akritas (Девгениево
деяние).
В 1238–1240 гг. татары, как всегда называются
монголы в русских источниках, пронеслись через Россию, покорили всю ее
восточную часть и разрушили Киев. Не считая короткого периода, когда киевская
традиция продолжалась в Галицком княжестве, русская цивилизация выжила только
на севере и на востоке.
После взятия Константинополя турками на протяжении жизни одного
поколения князь Московский сделался действительным монархом всей Великороссии и
сбросил последние остатки татарского владычества (1480).
Помимо компиляций и официальных летописей, в Московии не
было недостатка и в исторической литературе. История князя Курбского
стоит особняком, поскольку она отразила западные влияния.
Очень трудно разграничить агиографию и биографию, с одной
стороны, и художественный вымысел с другой. Существует целая промежуточная
область, которую современные историки склонны числить среди художественных
вымыслов, но которую тогдашний читатель никак от агиографических писаний не
отделял.
Перед самым концом древнерусская цивилизация нашла так
сказать, свое полное и окончательное выражение в двух совершенно непохожих, но
взаимно друг друга дополняющих фигурах – царя Алексея Михайловича и
протопопа Аввакума.
После Люблинской унии (1596) весь запад России
(Белоруссия, Галиция и Украина) попали под власть Польши. Поляки,
организованные иезуитами, начали яростную кампанию против православной веры и
русской нации.
Ритуал Восточной Церкви, как и Западной, уже содержит
зародыши драматического действа. Но в отличие от происходящего на Западе, эти
зародыши оставались чисто ритуальными и символическими, и не переросли в
драматические представления.
Отправной точкой всего дальнейшего литературного развития является усвоение
правил французского классицизма четырьмя людьми, родившимися при Петре, и их
более или менее успешные старания перенести эти правила и нормы на русскую
литературную почву, создавая соответствующие им оригинальные произведения.
Кантемир и Тредиаковский были предшественниками. Истинным
основателем новой русской литературы и новой русской культуры был великий
человек, более крупный, чем каждый из них, – Михайло Васильевич Ломоносов.
Если Ломоносов был отцом новой русской цивилизации, то
отцом профессионализма в русской литературе был Александр Петрович Сумароков. Он родился в Москве, в хорошей дворянской московской семье,
воспитывался в Петербургском кадетском корпусе, где приобрел совершенное знание
французского языка и близкое знакомство с французским классическим образованием.
Над всеми этими почтенными и посредственными писателями и
поэтами возвышается величайший поэт столетия и один из величайших и
оригинальнейших русских поэтов – Гаврила Романович Державин.
Нормы новой литературной прозы были установлены
Ломоносовым и действовали до появления Карамзина. Собственная проза Ломоносова
сводилась к высоким родам – торжественному красноречию и риторической
истории.
Последние годы царствования Екатерины увидели начало
литературного движения, связанного с именем Карамзина. Это не было революцией.
Дух восемнадцатого столетия оставался живым еще долго, и новое движение в
значительной мере утверждало этот дух.
Ранние произведения Карамзина были встречены резким
сопротивлением консерваторов. Их вождем был адмирал Александр Семенович Шишков
(1754–1841), типичнейший консерватор во всем и националист.
Эпоха Карамзина была Золотым веком русской басни. Стиль
Лафонтена в России был введен Сумароковым, а затем русифицирован Хемницером. Но
в конце XVIII и в первые годы XIX века все буквально помешались на сочинении
басен. Каждый, кто умел срифмовать две строки, пускался писать басни.
Теория классицизма не ставила роман на ту же доску, что и
драму, и другие поэтические жанры. Должно было пройти некоторое время, прежде
чем роман стал считаться литературой.
Золотой век русской поэзии в основном совпадает с эпохой
расцвета романтической поэзии в Западной Европе. Но его поэзия – не
романтизм. Она более формальна, действенна, избирательна – короче
говоря, классична, чем всякая иная поэзия (или во всяком случае
поэтическая школа) девятнадцатого столетия.
Пионером и признанным патриархом Золотого века поэзии был
Василий Андреевич Жуковский. Он родился в 1783 г. в Тульской
губернии и был незаконным сыном помещика Бунина и турецкой полонянки.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (по
старому стилю) 1799 г.
Семья его отца была одной из древнейших русских дворянских семей. Мать его,
урожденная Ганнибал, была внучкой «арапа Петра Великого» – точнее,
абиссинца – генерал-аншефа Абрама Ганнибала.