Уроки литературы сложны прежде всего тем, что каждое изучаемое
произведение — это богатейший мир человеческих чувств, мыслей,
отношений, характеров. В связи с этим первый, вводный урок литературы в
начале учебного года приобретает необычайно важное значение.
Тема эта невелика по объему, но не совсем проста, так как
славянские мифы не сохранились. О них можно судить по небольшим
текстам, которые использованы писателями.
Изучение произведений устного народного творчества требует от
учителя тщательно разработанного цикла уроков, каждый из которых тесно
связан с предыдущим и последующим уроками, а сам цикл уроков этого
раздела как бы вырастает из первого, вводного урока, а продолжается и
развивается в последующих разделах.
Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей:
она необычайно поэтична. Именно высокие художественные достоинства
сделали ее излюбленным хрестоматийным текстом для школы.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик
и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка» — так
зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская
народная сказка.
На изучение народных сказок в 5 классе отводится более трех
недель. Кроме того, народным сказкам посвящаются уроки развития устной и
письменной речи, внеклассного чтения. В школах именно по народным
сказкам часто устраиваются утренники, конкурсы.
На
уроках, посвященных русским сказителям, перед учителем стоит задача
познакомить учащихся с известными русскими исполнителями произведений
устного народного творчества, особенностями их творчества, показать
детям некоторые приемы сказывания, вызвать у учеников интерес к
исполнению фольклорных произведений.
После уроков по фольклору и уроков развития речи, связанных с этой
темой, школьники приступают к новой теме. Небольшая статья, посвященная
древнерусской литературе, и рассказ учителя помогут им войти в мир
древнерусской литературы или, вернее, приоткрыть ее первые страницы.
На доске — портрет И. А. Крылова, название басен, крылатые
выражения из крыловских басен, иллюстрации к басням, рисунки учащихся,
слова Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Василий Андреевич Жуковский, выражая сложность чувств и глубину
личных переживаний, создал совершенно особую поэзию. Он преобразовал
старые жанры, перестроил стилистические, стиховые, интонационные формы
поэтической речи.
Великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные
особенности по достоинству оценены литературоведами, писателями,
лингвистами и методистами.
Стихотворение «Бородино» имеет давнюю традицию изучения в школе.
Так, Т. В. Чирковская в книге «Изучение литературы в 4 классе»
утверждает: «Наша задача — углубить переживания, сделать осознанными,
помочь четверокласснику ощутить гордость за своих далеких предков,
желание быть не только достойными их, но и приумножить их славу.
В программу и учебник включена повесть Н. В. Гоголя
«Заколдованное место». Литературовед Н. Л. Степанов считает, что в ней,
как и в «Пропавшей грамоте» и в «Ночи перед Рождеством», «фантастика
переплетается с жизненными, бытовыми подробностями».
«Некрасов явился поэтическим выразителем целой эпохи нашего
общественного развития... Кто интересуется нравственным и идейным
содержанием этой замечательной эпохи, тот найдет в поэзии Некрасова
богатейший материал для его характеристики.
Изучение рассказа «Муму» в средних классах традиционно и накопило
такой обширный материал, что, казалось бы, не представляет для учителя
никакой сложности.
В истории изучения рассказа Тургенева многое исходит из
логики развертывания его содержания и поэтому повторяется у различных
авторов. Замечено, однако, стремление методистов добиваться
обязательных отличий своих рекомендаций от предшествующих, что приводит
подчас к игнорированию удачных приемов и форм работы.
Изучение в школе рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»,
написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что
рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и
обратно.
Изучение юмористических и сатирических рассказов Чехова в средних
классах школы имеет достаточно длительную историю. Традиции этого
изучения подсказывает характер вступительного слова о писателе на
первом уроке.
Когда известный путешественник Тур Хейердал набирал команду на
папирусную лодку «Ра» для плавания в Атлантике, он, кроме мужества,
энергии и умелости, требовал от семерки отважных обладания чувством
юмора.
Методические рекомендации по изучению рассказа «В дурном
обществе» (а также под другим названием — «Дети подземелья») планируют
ход уроков по-разному: в основе системы уроков — принцип анализа «вслед
за автором», или тематический принцип, или пообразный анализ.
В программу 5 класса и в учебник включен небольшой рассказ писателя
«Тапер». Тема открывается статьей о писателе. Учитель дополнит сведения
о писателе сообщением о его сиротском детстве, когда после смерти отца
ему и его матери пришлось поселиться в Московском вдовьем доме...
Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы
дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие
века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого
Бажова...
Работу над пьесой-сказкой Маршака «Двенадцать месяцев» многие
методисты и учителя предлагают начать со знакомства с драмой как родом
литературы. Так, Р. Н. Сац сопоставляла с учащимися сказки в прозе, в
стихах, на картинах художников, в музыке, в театре, на экране.
Особый мир платоновских героев откроется пятиклассникам впервые в
рассказе «Никита». Быль и фантастика, одухотворение природы в
воображении героя, жизнь как борьба добра и зла, радости и грусти,
страдания и счастья, оптимистическое восприятие окружающего мира — все
это в рассказе Платонова встретится детям, и им предстоит это
воспринять и осмыслить.
Однажды Виктор Петрович Астафьев, подводя итоги своей работы
перед очередным юбилеем, начал сам себе задавать весьма непростые
вопросы, на которые отвечать приходится всей жизнью: «Честен ли ты
перед собой? Не оттирал ли от дороги локтями слабых? Все ли делал для
счастья других?»
В учебник включены юмористические материалы. В «Румяной
книжке» для детей Саши Черного есть два рассказа, как бы
перекликающиеся с двумя темами учебника о кавказском пленнике и
Робинзоне.