"Крестьянка" подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения.
Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а
управитель при смерти". Толпа отпущенных на волю, но совершенно не
приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское
добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая
крестьянская Русь воспринимается как могучая созидательная и
жизнеутверждающая стихия:
Легко вздохнули странники:
Им после дворни ноющей
Красива показалася
Здоровая, поющая
Толпа жнецов и жниц...
В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского
характера, предстает перед странниками Матрена Тимофеевна:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Воссоздается тип "величавой славянки", крестьянки среднерусской
полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства
собственного достоинства. Этот тип крестьянки не был повсеместным.
История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в
условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения
уходила в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть
крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за
воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер,
гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои
собственные силы. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по
общим для народной эпопеи законам эпического повествования.
"Крестьянка",- замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся
написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее
частной доле. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа.
Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные
для нее Некрасовым. "Крестьянка" - самая фольклорная часть поэмы, она
почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.
Уже первая глава "До замужества" - не просто повествование, а как бы
совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского
сватовства. Свадебные причеты и заплачки "По избам снаряжаются",
"Спасибо жаркой баенке", "Велел родимый батюшка" и другие основаны на
подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве,
Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем
их великом множестве.
Вторая же глава прямо названа "Песни". И песни, которые здесь поются,
опять-таки песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все
время расширяется до пределов общерусских, не переставая в то же время
быть ее собственной судьбой. Ее характер, вырастая из общенародного,
совсем в нем не уничтожается, ее личность, тесно связанная с массой, не
растворяется в ней.
Матрена Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась
солдаткой, но ее горькие раздумья в ночь после известия о предстоящем
рекрутстве мужа позволили Некрасову "прибавить о положении солдатки".
Действительно, образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все
испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская
женщина".
Так достигает Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь,
чтобы сквозь индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее
существуют сложные внутренние связи между отдельными частями и главами:
то, что лишь намечено в одной из них, часто развертывается в другой. В
начале "Крестьянки" раскрывается заявленная в "Помещике" тема
дворянского оскудения. Обозначенный в монологе попа рассказ о том,
"какой ценой поповичем священство покупается", подхватывается в описании
детских и юношеских лет Григория Добросклонова в "Пире - на весь мир".
|