Первый вводный
урок итожит то, что пройдено ранее, и переключает внимание школьников
на новый курс литературы. Вначале учитель просит школьников вспомнить
то, что прочитано ранее и летом, поделиться впечатлениями о прочитанном.
Школьники, начиная
с 5 класса, последовательно знакомятся с различными
жанрами устного народного творчества: в 5 классе —
это народные сказки, предания, в 6 классе —
обрядовый фольклор и пословицы, в 7 классе —
пословицы и поговорки, былины, в 8 классе —
песни, частушки, предания.
Восьмиклассникам
предлагается вспомнить произведения древнерусской литературы, которые
знакомы школьникам по предыдущим классам («Поучение Владимира
Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
В программе по
литературе под редакцией В. Я. Коровиной предложена для
изучения повесть Н. М. Карамзина «Наталья, боярская
дочь». Повесть эта не имеет традиции школьного изучения, что предполагает
более подробные, чем обычно, методические рекомендации.
Уроки, посвященные
К. Ф. Рылееву и его думе «Смерть Ермака», открывают новый
раздел русской литературы XIX века и вновь тему историческую.
По этому тексту сложена песня, многим школьникам она известна.
Важнейшие темы
в курсе литературы 8 класса традиционны и имеют солидное методическое
оснащение. Литературоведческие и методические труды по изучению
жизни и творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого
широко используются учителями и не нуждаются в дублировании.
Тема «Изучение
поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных
в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое
издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона
с главой «Мцыри» (1839)...
В данной теме
мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор»,
наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование
за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное
заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия
к действию.
Хлестаков не
способен остановиться мыслью на своем горемычном положении, надеется
на случай. К провинции он полон презрения, а потому важничает.
Но и трусоват. Быстро переходит от капризного, требовательного тона
к робкому, растерянному; защищаясь, горячится, храбрится.
В 5—7 классах
на уроках литературы произведения Тургенева изучались не раз. Но
нельзя не заметить, что все они одного тематического ряда: «Муму»,
«Бирюк», «Бежин луг», стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы»,
«Два богача».
С Щедриным восьмиклассники
встретятся второй раз. В 7 классе они познакомились
с «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил», сказкой
«Дикий помещик», с особой и трудной жизнью писателя-сатирика.
Одна из статей
в газете «Литература» начинается утверждением:
«Рассказ Толстого «После бала» занимает прочное место во всех
школьных программах по литературе. Однако, несмотря на хрестоматийность,
даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется,
еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних
классов».
Рассказы А. П. Чехова
появляются на уроках уже в начальной школе. По данной программе
учащиеся знакомятся с рассказами «Хирургия» в 5 классе,
«Лошадиная фамилия» в 6 классе, «Хамелеон», «Злоумышленник»
в 7 классе, «Пересолил», «Тоска», «Размазня», прочитанными
самостоятельно, «О любви» в 8 классе.
На первом уроке
школьники повторяют тот материал, который был связан с произведениями
Бунина, изученными в 5 и 7 классах, рассказывают, что им особенно
понравилось в его рассказах: кто из героев привлек их внимание,
кто вызвал сострадание, кто — неприятие.
Восьмиклассники
имеют некоторое представление о жизни и творчестве М. Горького:
в 7 классе они изучали повесть писателя «Детство»,
знакомились с рассказом «Старуха Изергиль».
Жизнь и творчество
А. А. Блока вряд ли хорошо известны восьмиклассникам,
но учитель все же может напомнить им, что в 5 классе
по программе под редакцией В. Я. Коровиной они знакомились
со стихотворением Блока «Встану я в утро туманное...», а в 6
классе — со стихотворением «Летний вечер».
А. Блок
обратился к теме Куликовской битвы в 1907—1908 годах.
Победа на Дону для него «символическое событие русской истории».
Что же это за событие? Приступая к урокам на эту тему, важно хотя
бы коротко рассказать восьмиклассникам о нем.
Знакомство с
писателем М. А. Осоргиным и его творчеством у восьмиклассников
первое. Именно поэтому на уроке учитель подробно расскажет о его
жизни. Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми
и помогали ему в самые трудные минуты.
И. С. Шмелев —
тоже новое для восьмиклассников имя. По мнению литературоведов,
Замоскворечье — духовный исток его творчества. Здесь он родился,
вышел из торгово-промысловой среды...
Раздел «Писатели
улыбаются» был введен в учебник-хрестоматию для 5 класса,
теперь он будет и в учебнике-хрестоматии для 8 класса.
Юмористические произведения помещены во все классы нашей программы.
Изучение поэмы
«Василий Теркин» имеет давнюю традицию и в литературоведении, и
в методике, и в школьном изучении. Поэму «Василий Теркин» читал
не однажды сам автор, первым исполнителем ее среди чтецов был народный
артист СССР Дмитрий Николаевич Орлов
Учащиеся к 8
классу уже многое знают о писателе: в 5 классе они
знакомились с детством и началом литературной деятельности Астафьева
и рассказом «Васюткино озеро», в 6 классе —
с рассказом «Конь с розовой гривой».
Знакомство с
трагедией «Ромео и Джульетта» в 8 классе не только
первая встреча с великим драматургом Шекспиром, но и возможность
дать учащимся некоторые сведения об эпохе Возрождения.
Школьники привыкли
считать «Путешествия Гулливера» детским чтением, а книга эта на
самом деле одно из самых сложных и мудрых созданий человечества,
что не мешает ей существовать и в «детском» варианте.
Одна из глав
учебника по зарубежной литературе носит знаменательное название:
Скотт — создатель жанра исторического романа. Шотландским чародеем
назвал Вальтера Скотта А. С. Пушкин.