Стихотворение A.A. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости...»
имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года A.A. Ахматова
принесла A.A. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку
от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой
— Блок».
В стихотворении «Вечерние часы перед столом...» A.A. Ахматова
приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается
передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком
душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах.
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается
образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу
же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых
годов. Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей
военного быта начинает автор свое повествование.
Основной мотив поэмы — мотив дороги. Лирический герой
отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале
произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно.
H.A. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно
этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую.
В этой связи одинаково значимыми в ней являются и растения, и животные, и
камни. Человек, умирая, тоже становится частью природного мира.
Стихотворение H.A. Заболоцкого «Читая стихи» воплощает
эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями
в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать
стихотворение с опорой на звукосмысловые связи...
В стихотворении «О красоте человеческих лиц» H.A. Заболоцкий
выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица,
описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров.
Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал...» состоит
из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом
отношении периоду в жизни человека, когда позади остались лучшие годы, а ему
отпущен «некий срок еще для сдачи дел».
H.A. Заболоцкий — писатель, прошедший суровую школу
жизни. Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны...» призывает
смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания.
Человек не должен роптать и жаловаться («призывать участье добрых душ»), переваливать
проблемы на чужие плечи.
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Ожившая фреска» написано
в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете
«Литература и искусство». Оно посвящено Сталинградской битве — переломному
событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада.
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
(1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет
складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь
творческого человека.
Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в
стихотворении «Русский огонек» (1964). Лирический герой поэта — путник и
странник, путешествующий по России, затерянный во времени и пространстве
(«бескрайнем мертвом поле»).
Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное
чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого
мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в
стихотворении «Душа хранит».
Для мировоззрения Н.М. Рубцова характерен элегический
взгляд на мир, восприятие окружающей действительности через призму музыки. В
стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично
сливается с остальными образами звучащего мира...
Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического
героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив
сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери,
шум листопада, символизирующий любование родной природой.
Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых известных в
творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно
противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту
жизненные силы, питает его творческое мастерство.
Стихотворение A.A. Вознесенского «Судьба, как ракета,
летит по параболе...» воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В
центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь.
Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных
невзгод.
Стихотворение A.A. Вознесенского «Первый лед» — небольшая
элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка
мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода.
Стихотворение A.A. Вознесенского «Елка» отличает праздничное
новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожидания чуда и просто веселье
вечеринок перемежаются в нем с любовной темой. Новый год традиционно отмечается
как семейный праздник.
Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему
часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку
он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной
жизни.
«Песня о земле» B.C. Высоцкого
написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая
сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение:
«Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря».
«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в
творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной
для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям
Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их
непосредственные участники и свидетели.
Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию
стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является
программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не
люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще
более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
Стихотворение B.C. Высоцкого
«Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно
навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив
препятствия.
Темой стихотворения Б. Ахмадулиной «Влечет меня старинный
слог» является соотношение материальных и духовных ценностей мира. Обращение к
древности, к истории является своеобразным сюжетным ходом, который помогает
осознать, что все материальные ценности мира тленны.
Ключевой образ стихотворения Б. Ахмадулиной «Свеча»
переносит нас в пушкинскую эпоху, где сосредоточены дорогие автору
произведения жизненные и творческие ценности.
Стихотворение Б. Ахмадулиной «Сумерки» начинается с
пространного рассуждения о блаженной свободе, которую несут сумерки человеку.
В это время становятся невидимыми внешние признаки эпохи...
В поэзии Б. Ахмадулиной важное место занимает тема
творчества. Произведение «Стихотворения чудный театр» написано дактилем. Это
сообщает ему плавность и мелодичность.