Курс литературы 6 класса объединен центральной темой «Человек и его
поступок». Помимо тематического и хронологического принципа организации
программы, помимо теоретико-литературных оснований, определяющих ее
строение и поступательное освоение материала, важным является также
принцип его проблемной организации.
В 6 классе происходит знакомство учащихся с некоторыми
библейскими текстами и формируется первичное представление о Библии как
своде книг различного жанра, которые с религиозной точки зрения
являются Священным Писанием Божественного происхождения, записанным
«через человеческих посредников» и человеческими средствами. Поэтому
Библия имеет и земную свою историю.
История об Иосифе представляет собой, по мнению исследователей
(Г. В. Синило), настоящую реалистическую новеллу, имеющую
самостоятельное значение в Книге Бытия.
Сказание о Самсоне — один из самых знаменитых эпизодов Книги Судей —
является небольшим по размерам героическим эпосом, повествующим о
судьбе легендарного героя. В его образе присутствуют черты
фольклорного, мифического персонажа.
Книга Руфь написана в жанре назидательной повести-притчи,
исполненной реалистических подробностей, а конкретный сюжет служит
иллюстрацией нравственного тезиса и носит вечный характер.
Завершает знакомство ребят с библейскими сказаниями история Давида и
Голиафа. Несмотря на то что текст является относительно простым для
восприятия, необходимо вспомнить, что именно эпоха правления царя
Давида и его сына Соломона...
Анализ литературного произведения в школе должен быть ориентирован на
развитие разных сторон деятельности читателя и способствовать переходу
каждого ученика на более высокие уровни.
Следуя положенной нами традиции постепенно включать в курс
литературы переводные произведения, обучая ребят приему сравнения
переводов, мы обратимся к балладе Ф. Шиллера «Перчатка» в переводах
русских классиков.
В «Повестях Белкина» человек оказывался сложнее внешнего взгляда
на него, по возможностям своим шире предопределений реальной судьбы,
богаче собственных намерений и представлений о ценностях жизни.
Рассказ учителя об отношении к Петру и Петровской эпохе. Пересказ
сюжета поэмы. Выразительное чтение отрывков. Создание словесных
иллюстраций к поэме и обсуждение их в классе.
Размышление Пушкина о причинах исторического бессмертия —
своеобразие художественного видения поэта. Испытание ценности человека
временем. Анализ композиции. Иллюстрации к поэме.
«Парус» — прекрасная и сложная страница лирики Лермонтова. Для
многих поколений стихотворение это стало заветным поэтическим
признанием, символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков,
мужественного и гордого противостояния высокой души ничтожному миру.
На втором этапе литературного образования (5—6 классы) основной
задачей обучения является формирование способностей видеть отличие
одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и
художественной манеры писателя.
После ряда изученных в курсе программы произведений прочитанная
самостоятельно «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем» Н. В. Гоголя порой вызывает у ребят недоумение.
Читательское восприятие далеко не сразу осознается самими школьниками и
не всегда открыто учителю литературы. Сложная работа чувств,
воображения, памяти, мысли, которая происходит в процессе чтения
художественного текста, не сразу обретает законченные формы выражения.
Стихотворение Некрасова особых психологических сложностей для
его восприятия в себе не таит. Это позволяет строить разбор «Забытой
деревни» на устном рисовании, оживлении тех сценок, из которых
слагается картина народных бедствий.
Дети знакомы со сказками из личного зрительского и читательского
опыта, школьного изучения сказок в начальных и последующих классах. В
русских народных сказках добро всегда побеждает зло.
«Баснословный склад легенды», яркая игра со словом поражают с
первых ее строк. Перечитаем в классе начало произведения и подумаем,
чем оно необычно. «Когда император Александр Павлович окончил венский
совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах
чудес посмотреть.
Итак, Левшу в Англию отправляют при блохе и при курьере. В Лондоне
ему суждено познать славу, а вернувшись в Россию — нелепо и бесславно
погибнуть. Формулируем проблемный вопрос, родившийся на первом уроке, и
постараемся разрешить его в аналитической беседе: «Почему трагически
сложилась судьба русского гения? Случайна ли эта трагедия?» Обратимся к
эпизоду «Левша в Англии».
5—6 класс — особый период литературного развития школьников,
когда «наивный реализм» в отношении к искусству побуждает читателя
рассматривать художественное произведение как «каплю» действительности.
Как абсурдна по своей сути ссора между гоголевскими персонажами
Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, так алогичен и сюжет
чеховского рассказа: маленькое частное происшествие (даем задание
учащимся сравнить значение слов: случай, история, событие)
превращается для обывателей в значительное событие.
Выявление первичного восприятия. Чтение диалогов по ролям.
Стилистический анализ текста: языковые сигналы, обнаруживающие
авторскую иронию. Черты «зоологичности» в героях рассказа и пейзаже.
Первую часть урока посвятим обсуждению написанных к рассказу
киносценариев и подготовленных дома инсценировок, расскажем и о первой
экранизации чеховских рассказов.
Повесть Горького «Детство» открывает цикл автобиографических повестей
писателя, в которых прослеживается становление человека в трудных
условиях жестокого мещанского быта.
Изучение творчества В. В. Маяковского в 6 классе можно начать с чтения
статьи о поэте в учебнике-хрестоматии и с рассказа о времени, в котором
происходило становление поэта, — времени революционных преобразований,
когда в обществе и искусстве шли поиски новых форм, когда футуристы, к
которым отнес себя и Маяковский...
Критики полагают, что основное содержание всего творчества
В. Г. Распутина — «обнажение нравственных связей». Писателя интересуют
те моменты человеческой жизни, когда возникает настоятельная
потребность жить для главного в себе. Иначе говоря, жить для подлинного
смысла жизни.
На первом уроке учитель с учениками обсуждает вступительную статью в
учебнике. Эта беседа служит установкой на чтение «Маленького принца».
Особое внимание учеников останавливается на стремлении писателя к
таинствам неба с детства, видении загадочного в самых обыденных вещах...