Представленный дидактический материал дает полное
представление о типах и уровне сложности заданий, предлагаемых в ходе итоговой
аттестации по новой форме в 9 классе.
Предложенные задания проверяют умение воспринимать и
анализировать художественный текст; определять род и жанр литературного
произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения; давать характеристику героев.
Варианты заданий учитывают специфику литературы как
учебного предмета, составлены в соответствии с требованиями к подготовке
выпускников основной школы, предусмотренными образовательным стандартом, а
также отражают преемственность итоговых аттестационных работ в 9 и 11 классах.
При
разработке аттестационной работы учитывалось, что
девятиклассник должен продемонстрировать понимание образной природы
словесного
искусства; знание содержания изученных литературных произведений,
основных
фактов жизни и творческого пути A.Грибоедова, A.Пушкина, М.Лермонтова,
Н.Гоголя и др.; показать владение теоретико-литературными
понятиями.
Предложенные задания проверяют умение характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; строить
устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
В первой части работы предполагается анализ
художественного произведения. Необходимо выбрать один из двух вариантов: или
анализ фрагмента эпического (драматического, лиро-эпического) произведения, или
анализ лирического стихотворения.
Выполняя первые два задания, следует сформулировать
прямой ответ на поставленный вопрос (в примерном объеме 3-5 предложений) с
опорой на текст, избегая пространных вступлений и характеристик.
Третье задание предполагает не только размышление над предложенным
текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст
которого также приведен в экзаменационной работе (рекомендуемый объем
письменного ответа 5-8 предложений).
Вторая часть работы состоит из четырех заданий (2.1-2.4)
в виде тем сочинений. Нужно выбрать одно из предложенных заданий и написать
развернутый ответ (в объеме не менее 200 слов), аргументируя свои рассуждения,
ссылаясь на текст художественного произведения.