В творчестве И.А. Бродского сложилась целая поэтическая
традиция так называемых рождественских стихотворений. Первое из них написано в
1961 году, последнее — в 1995-м. Стихотворение «Рождественская звезда» (1987)
можно назвать одним из самых известных произведений «рождественского цикла».
Спаситель в тексте произведения ни разу не назван по имени.
но совершенно очевидно, что речь идет о его рождении. Уже в первых строках
содержится система намеков, создающая атмосферу таинственности и особой
значимости описываемых событий. Удивительный младенец родился в местности, «привычной
скорей к жаре, чем к холоду», чтобы спасти мир. Здесь И.А. Бродский использует
принцип контраста между образом беспомощного маленького ребенка и той
глобальной миссией, которую ему предстоит совершить.
Лишь во втором четверостишии упоминаются имена волхвов,
и сомнений быть уже не может: перед нами поэтическая легенда о рождении
Спасителя.
Вторая строфа также усиливает контраст между маленьким
ребенком и большим миром, о судьбе которого ему нужно будет заботиться: «Ему
все казалось огромным: грудь матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы».
В заключительной строфе, наконец, мы узнаем, что за сила
поможет ребенку на его нелегком пути: это божественный помысел. Рождественская
звезда, таким образом, выступает в произведении символом божественного ока,
благословляющего Спасителя на подвиг во имя человечества. Нерасторжимая
энергетическая связь святого отца и сына, воплощенная в образе света
рождественской звезды, не только красивый поэтический образ и прием
организации художественного пространства, но и свидетельство глубокого
понимания основ христианского религиозного учения.
В стихотворении прослеживаются реминисценции и произведений
Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» и О.Э. Мандельштама «Когда б я уголь взял для
высшей похвалы...» («Ода»).
|