В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.
Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства,
роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих
лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме
назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.
Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в
котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы:
тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе.
Лирическое произведение – небольшое по объему, всего два четверостишия. В
центре первой части стихотворения образ молодой крестьянки, публично
избиваемой кнутом на Сенной площади Санкт-Петербурга:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит
пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры,
олицетворения («били женщину», «бич свистал, играя»), характеризующие
действия палачей. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот
стихотворный размер передает звуки совершаемого действия, свист бича.
Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:
И музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического
творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой
женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и
независима от общественного мнения.
(2 вариант)
Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.
Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая –
определение времени («вчерашний день», «часу в шестом») и места (Сенная)
действия.
Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не
парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого,
терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц
Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не
стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне
жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа
стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части
произведения.
Образ русской крестьянки – один из основных образов поэзии Некрасова.
Кто не знает знаменитых его слов о женщине «в русском селении», которая
«коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет». Только неожиданно
фантазия поэта поставила рядом крепостную крестьянку и Музу. Большинству
из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном
одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего,
само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте
обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не
слышавшей за всю жизнь слова благодарности, терпеливо, молча сносящая
любое оскорбление, любое надругательство.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную
крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает
поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил?..»).
Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема
критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать,
посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и
терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам. |