Выпишите в контексте выделенные
существительные, определите их разряд (собственные; нарицательные,
употребленные в значении собственных; собственные, употребленные в
значении нарицательных).
1. Скоро весь сад, согретый солнцем,
обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях;
и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым,
нарядным (А. Чехов).
Мороза большого не было, но дул сильный,
пронзительный ветер и гнал вдоль улицы облака снега, которые, казалось,
бежали в ужасе; под заборами и у крылец уже навалило высокие сугробы
(А. Чехов).
1. Несколько дней сряду не было ни облачка
на небе; солнце пекло невыносимо, и с утра дул теплый ветер, поднимая в
бурунах и по дороге облака горячего песку и разнося его по воздуху через
камыши, деревья и станицы (Л. Толстой).
1. Мысль о том, чтобы собрать слова,
имеющие отношение к природе, пришла мне в тот день, когда на луговом
озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и
цветы (К. Паустовский).
1. В детской дружбе заложена какая-то
таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. Те, кого
мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального
жизненного пути (Д. Мамин-Сибиряк).
№ 40. К какой части речи относятся
следующие слова? Ответ обоснуйте, учитывая семантику слов и
грамматические особенности. Для уточнения лексического значения
используйте толковые словари.
Выпишите в контексте
эталонные формы повелительного наклонения и конструкции, примыкающие к
повелительному наклонению (формы совместного действия, конструкции с
частицами давай, пусть и проч.), определите передаваемое ими значение – модальные значения, оттенки побудительности, экспрессивные оттенки.
Книга
– это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего
старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым,
отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
Определив вид данных
глаголов, образуйте деепричастие, выделите показатели формы. Отметьте
нестандартное образование форм. Если форма отсутствует, то попробуйте
назвать причины.
№ 130. Выпишите предлоги в
словосочетании. Определите падеж зависимого имени и укажите передаваемые
предлогом отношения. Возможно ли употребление данного предлога с
другими падежами? Если возможно, то приведите контекст.