Экзаменационная работа по литературе
состоит из двух частей. В ходе её выполнения дважды следует сделать выбор. Выполняя первую часть работы, необходимо выбрать для анализа эпический
фрагмент или стихотворный текст. Выполняя вторую часть - одну тему сочинения из
четырех предложенных.
Часть 1 содержит фрагмент эпического (или
драматического, или лироэпического) произведения и текст стихотворения (или
басни). Ученик выбирает для работы один из предложенных текстов и
последовательно выполняет три задания, которые требуют написания развернутого
ответа ограниченного объема.
Первые два задания части 1 предполагают анализ
приведённого текста; результаты этого анализа оформляются в виде ответа в
примерном объёме 3-5 предложений с опорой на текст.
Выполняя третье задание Части 1 необходимо
сопоставить данный текст с другим произведением или фрагментом, текст которого
также приведен в экзаменационной работе. Примерный объём ответа - 5-8
предложений.
Часть 2 содержит 4 темы сочинений. Объём
сочинения не менее 200 слов. Сочинения менее 150 слов не оцениваются. Первая и
вторая темы сочинений связаны с творчеством тех авторов, тексты которых были
представлены для анализа в первой части работы.
Подготовка к экзамену по литературе - это
систематическая эффективная деятельность на уроке, обязательное чтение
художественных текстов, выполнение заданий учебника, кропотливая работа над
сочинениями.
Задания государственной итоговой аттестации (ОГЭ)
по литературе в 9 классе разработаны таким образом, что знания теоретико- и
историко-литературного характера проверяются не впрямую, а через умение
применить их для анализа литературного произведения и создания собственного
текста, отражающего понимание прочитанного.
Данный раздел сайта дает полное представление о
содержании и форме проведения экзамена, помогает методически правильно
организовать систематизацию материала для выполнения письменных заданий; однако
вы не найдете в нем каких-либо особенных заданий, непохожих на те, которые
встречаются на уроках литературы.
Задания разработаны не только к тем произведениям,
которые, включены в обязательный список для подготовки к экзамену, но и к тем,
которые не выносятся на экзамен, но, согласно образовательному стандарту и
программам, изучаются в основной школе. Это вызвано необходимостью расширить
литературный контекст.
Фактически работа по литературе представляет
собой три мини-сочинения (три развернутых ответа ограниченного объема) и одно
сочинение в объеме не менее 200 слов.
Предложенный формат заданий позволяет
выяснить, как девятиклассник научился читать, анализировать, интерпретировать,
сравнивать литературные произведения, а также оформлять результаты своей работы
с художественным текстом в виде связного развернутого речевого произведения.
Готовиться к экзамену по литературе следует
заранее. Обладая усердием, за короткое время можно выучить теоретический
материал, но для того чтобы научиться анализировать литературное произведение
и аргументировано излагать свои мысли, требуется время и накопленный читательский
опыт.
Не следует уповать на наличие полных текстов
произведений во время проведения экзамена. Только неоднократное прочтение и
отличное знание всех текстов, гарантирует успех. Читать, читать и еще раз
читать - вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе.
Необходима тренировка в написании развернутых
ответов. Глубоким заблуждением девятиклассников является уверенность в том, что
на любой вопрос можно легко дать ответ, «что-нибудь написать». Писать, писать
и редактировать написанное - вот второй девиз девятиклассника, сдающего
экзамен по литературе.
Задача экзаменуемого - убедить эксперта в
правильности (или допустимости) изложенной точки зрения. Доказывать, доказывать
и ещё раз доказывать - вот третий девиз девятиклассника, сдающего экзамен по
литературе.