Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой
падшей женщине, предупреждая во многом картины и образы Достоевского.
Очень тонко это сделано в стихотворении "Еду ли ночью по улице темной...",
после которого Н. Г. Чернышевский заявил, что Россия приобретает
великого поэта. И. С. Тургенев, прохладно относившийся к демократической
поэзии Некрасова, по поводу этого стихотворения писал В. Г. Белинскому:
...его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я
удивительное произведение и уже наизусть выучилв.
В этом произведении органично слились голоса героя и автора, они плавно
перетекают от одного к другому, составляя необыкновенную ткань
повествования. Этот художественный прием, хорошо известный в народной
лирической песне, естественно вошел и в поэзию Некрасова. Вначале
явственно звучит голос поэта-рассказчика, ощущается его искренняя боль
за человека и льется грустная повесть о судьбе героини.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Замуж пошла ты другого любя.
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась ушла ты на волю,
не спросить у женщины, которая ценой собственной чести достала денег на
гробик для сына и еду для самого героя. Как это удобно: делать вид, что
ничего не понимаешь, не догадываешься об источниках благодеяний, вдруг
свалившихся с неба. Поэт никого открыто не осуждает, но читатель
чувствует подспудно его иронию по отношению к герою. Это безмолвный суд,
и оттого он еще зримее встает перед читателем.
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был...
Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершится судьба?
Только во мне шевельнутся проклятья
И бесполезно замрут!..
Небольшое по объему стихотворение вместило трагизм целой судьбы,
даже не одной. Такая концентрация событий нужна поэту, чтобы показать
истинных виновников падения героини: общественную несправедливость, злую
судьбу и бездействие ближнего героя, казалось, взявшего на себя
ответственность за любимую женщину, но так и не сумевшего дать ей покоя и
счастья. |