Стихотворение Б. Ахмадулиной «Как никогда, беспечна и
добра...» — небольшая зарисовка из городской жизни. Уже первые строки его «Как
никогда, беспечна и добра, я вышла в снег арбатского двора...» характеризуют
лирическую героиню как представительницу определенного социального круга. Арбат
с легкой руки Окуджавы воспринимался во второй половине XX века как символ
единения московской интеллигенции.
В стихотворении описана радостная картина встречи первого
снега. Б. Ахмадулина рисует ее прежде всего светлой («Свет расцветал сиреневым
кустом», «...вдруг от детей светло и тесно стало»),
В тексте произведения прослеживается ассоциативный ряд,
связанный с образом снега как по настроению, так и по звуковому принципу:
«снег» — «смех» — «свежесть» — «святость» — «совершенное счастье». Образ снега
подчеркивает аллитерация «с» («Свет расцветал сиреневым кустом», «все смеялось
и склоняло к смеху»), звуковые удвоения («совершенно счастлива»). Первому
снегу радуются все: дети и щенки проявляют эту радость наиболее бурно. Однако
для поэтессы важно не только запечатлеть картину зимнего восторга, но и
показать, что предметом поэтического вдохновенья могут стать порой самые
обыкновенные предметы, лица и явления: «Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит
— все есть и воспеванью подлежит...». Самоценен и уникален каждый день жизни
человека, каждый миг его существования. Жизненный опыт с годами дает понимание
того, что все гениальное — просто. «...Чем дольше я живу, тем проще разум, тем
душа свежее», — так выражает эту мысль
Б. Ахмадулина в стихотворении. Кроме того, в произведении
находит отражение патриотическое чувство поэтессы. Она признается в любви к
Москве, и это признание звучит не нарочито, а органично вытекает из текста
самого произведения. Каждый человек воспринимает Москву по-своему. В
классической литературе давно сложилась традиция стихотворений о Москве. Они
есть и у Пушкина, и у Лермонтова. Однако классики чаще всего подходят к образу
через обращение к героическим страницам истории. Поэты-шестидесятники
воспринимают Москву как некое интимное пространство, куда необъяснимым образом
стремится душа. Это некий духовный оазис, где все священно. Особое место в
создании образа Москвы занимает ее топонимика. Помимо арбатского двора Б.
Ахмадулина упоминает в стихотворении Хлебный переулок, в котором жила (и это
уже само по себе воспринимается как удача) и счастлива была лирическая
героиня.
Все стихотворение написано в прошедшем времени, поэтому
сюжет его выглядит как воспоминание, и это, в свою очередь, привносит в него
ностальгические ноты.
Б. Ахмадулина —мастер создания элегического настроения.
Ее стихотворения, как правило, выглядят как странички из дневника, в котором
каждая строчка важна и не подлежит купюрам и изменениям.
|