В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе В.
Маяковский, призывали сбросить русскую классику «с парохода
современности», они заявляли о необходимости отказаться от классического
наследия и создавать новое искусство, искусство будущего. Маяковский в
ряде теоретических высказываний и стихотворений (например. «Той
стороне». «Радоваться рано») призывал «атаковать» Пушкина и прочих
«генералов» русской классической литературы. Однако известны его
признания, что он читает Пушкина по ночам и потому его ругает, что.
может быть, очень сильно любит. Современники вспоминают, что Маяковский
ценил и любил Пушкина, знал и читал наизусть чуть ли не всего «Евгения
Онегина» (особенно любил строки, которые он приводит в «Юбилейном»: «Я
знаю жребий мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя. я утром должен
быть уверен, что с вами днем увижусь я...»). И поэтому такое
стихотворение, как «Юбилейное», в его творчестве не случайно. Духовное
родство с Пушкиным, пушкинская интонация ощутимы во многих произведениях
Маяковского, но особенно отчетливо проявилось это в «Юбилейном».
Используя в общем-то случайное совпадение - после смерти
Маяковского книги двух поэтов окажутся на книжных полках почти что рядом
(«Вы на Пе. а я на эМ»). - Маяковский создает неожиданный,
многоплановый образ, в котором бытовой факт переведен в план философских
раздумий о сущности поэтического творчества, о новаторстве и традиции в
искусстве. В числе своих литературных предшественников поэт называет в
первую очередь Пушкина и Некрасова. Он обращается к Пушкину с
признанием:
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых...
Но Маяковскому дорог именно живой, а не хрестоматийный Пушкин:
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Его бунтарство близко Маяковскому:
Вы,
по-моему,
при жизни
— думаю —
тоже бушевали.
Африканец!
Оба поэта прокладывали нехоженые пути в искусстве, их творчество —
принципиально новый этап в развитии поэзии. Вслед за Пушкиным Маяковский
утверждает искусство, способное «глаголом жечь сердца людей», истинно
новое по форме и содержанию. языку («речи точной и нагой»). И только
такой подход к творчеству дает поэту право на бессмертие:
У меня.
да и у вас,
в запасе вечность.
Личное и обшественное. как всегда у Маяковского, тесно
переплетаются в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым
сокровенным:
Было всякое:
и под окном стояние,
письма.
тряски нервное желе.
Вот
когда
и горевать не в состоянии —
это,
Александр С'ергеич.
много тяжелей...
Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвяшает
его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о
сиюминутном и вечном: ведь часто «большое понимаешь через ерунду».
Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда
намеренно используются прозаизмы. но все это создает атмосферу
непринужденности, раскованности и нисколько не снижает образ Пушкина, а
только приближает его к читателю. Чеканная концовка стихотворения
подчеркивает живое, человечески теплое восприятие пушкинского наследия:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Предельно искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным
показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению. Это
программное стихотворение - своеобразная декларация любви и уважения к
Пушкину и в целом к классическому наследию.