В стихотворении
"Как люблю, как любила глядеть я...” всего два
предложения. Первое из них – признание в любви
(которая была и есть: люблю сейчас, любила в
прошлом). Возможно, хотя весьма спорно, начало –
отголосок пушкинского "Люблю тебя, Петра
творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид...”
Второе предложение – обращение к городу.
Петербург Ахматовой – антично-пушкинский,
соединяющий античную красоту (прекрасные
надводные колонны) и могущество победы над
стихией (закованная Нева). Стихотворение
написано анапестом. Задумаемся над тем, какое
впечатление вызывает звуковой строй начала
стихотворения? Согласные звуки
"л–бл–л–бл–гл” в первой строке создают
ощущение плеска волн, движения воды.
Кто является героем (героями) стихотворения?
Очевидно, что в стихотворении Ахматовой три
героя: я – мы – столица (ты), но предстают они
перед читателем в иной очерёдности, нежели в
стихотворении Цветаевой: сначала я (лирический
герой, от имени которого звучит признание), затем
город (закованные берега, балконы, куда столетья
не ступала ничья нога, столица – этот образ
развивается) и, наконец, мы – безумные и светлые.
Какой предстаёт северная столица в изображении
поэта? Город-сон, город-мираж, встающий над водой,
мимо которого течёт время и который может
исчезнуть в одно мгновение, – таков Петербург в
стихотворении Ахматовой. Пророчески звучит
строка перед смертью сладчайший сон – уходит
город прошлых столетий, могучий, стоящий на
закованных берегах Невы. Это город, который
пронизан ощущением одиночества, – столетья не
ступала ничья нога. Время, в которое Петербург
особенно красив, – белые ночи (длится // Тот
особенный, чистый час // И проносится ветер
майский). Стихотворение передаёт движение
времени, его длительность и одновременно
мимолётность, скоротечность. Красота Петербурга
– это красота запечатлённого мгновения, которое
тянется столетия, но может исчезнуть в любое
мгновение. Это же ощущение хрупкости и силы
наполняет заключительные строки, которые
завершены многоточием. Можно задуматься над тем,
что обозначает этот финальный знак препинания в
стихотворении.
Лирический герой ведёт разговор с городом на
равных. И в то же время возникает неуловимое
ощущение неравенства. Кто для кого создан?
Петербург – сладчайший райский сон и грешник,
видящий этот сон перед смертью, и мы – безумные и
светлые. Петербург для "нас” или "мы” для
Петербурга? Ахматова отвечает: "И воистину ты –
столица // Для безумных и светлых нас”. Очевидна
"избранность” лирического героя, для которого и
создан прекрасный город. |