|
В категории материалов: 41 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Вы не можете создать персонажи, образы
которых будут полыхать ярким огнем в воображении читателей? Значит,
чертовски хорошего романа у вас не получится. Персонажи для писателя все
равно, что кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи —
это материал, из которого строится весь роман. |
Главный герой драматического произведения обязательно должен быть
решительным, упрямым, обладать серьезным стимулом к действию. Вот вам
несколько примеров таких героев. |
Стереотипными персонажами называются герои, которые слишком хорошо
узнаваемы: распутница с золотым сердцем; шериф-садист из южного штата,
растягивающий слова; частный детектив, суровый снаружи, но добрый и
нежный внутри. Включите телевизор, и вы найдете стереотипные персонажи в
любом сериале. |
Один из способов создать яркий персонаж — описать его... После того как вы описали персонаж, его образ
возникнет в воображении читателя. Однако персонаж оживет, только когда
начнет действовать и принимать решения. |
Вряд ли бы нашлись желающие смотреть бой Мохаммеда Али против калеки
или карлика. Мультик, в котором Папай сражается со слабеньким и
несчастным Вимпи, никто смотреть не станет. Если силы противников
неравны — не будет ни борьбы, ни соперничества, ни хорошего романа. |
Пусть в вашем воображении тигель будет
некой емкостью, в которой, по мере того как накаляется обстановка,
содержатся персонажи. Тигель не даст им убежать, а конфликту угаснуть.
Лайос Эгри утверждает, что «вашим персонажам не удастся заключить
временное перемирие». |
Внутренний конфликт возникает в душе персонажа, когда он сталкивается
с каким-нибудь препятствием. Внутренний конфликт порождает столкновение
в сердце героя чувства долга и страха, любви и вины, честолюбия и
совести. Персонажи переживают внутренний конфликт точно так же, как люди
из плоти и крови.
|
В каждом художественном произведении имеется «ключевой» конфликт.
Допустим, вы прочитали книгу. Приятель спрашивает, о чем она. Ваш мозг
моментально анализирует сюжет, находит среди побочных и периферийных
конфликтов ключевой — и ответ готов. «Про катастрофу, — говорите вы. — О
том, как затонул „Титаник"». |
Любой
хороший роман имеет форму. Какую именно — нет абсолютно никакой
разницы. Вне всякого сомнения, главная ценность художественного
произведения — отобразить модель жизненных обстоятельств, внести в них
смысл. |
Идея — это вывод, путь к которому прокладывается с
помощью доводов. Каждый стоящий, хороший довод оказывает значительное
влияние на убедительность вывода. |
Прообраз идеи может быть любым. Чувство. Образ. Смутные воспоминания о
том, как у вас билось сердце, когда вы танцевали на выпускном балу в
школе. Человек, которого вы мельком видели в автобусе. Ваш старый дядя
Вильмонт, который любил закладывать за воротник. Можно задаться
вопросом: «А что, если вдруг?..» |
Селекция — отбор того, что войдет в роман, а что нет — важная часть
работы писателя. Если автор выкинул из романа все персонажи, сцены и
диалоги, без которых роман может обойтись, значит, он провел хорошую
селекцию. Если автор провел хорошую селекцию, его роман назовут
«сжатым», если плохую — «раздутым». |
Вы не поверите, но некоторые литературоведы не признают концепции
идеи. Так, Кеннет Макгован в работе «Драматургия для начинающих» излагает теорию Эгри об идее, при этом добавляя: «Я полагаю, что этот
поиск [идеи] — всего лишь маленькое упражнение, итогом которого станет
банальность…. весь смысл заключается в том, что хорошая пьеса должна
иметь мораль». |
Cюжет — это не просто последовательность событий, а
последовательность событий, в которых задействованы люди-персонажи.
Причем не просто персонажи, а интересные персонажи. Читать просто о
ком-нибудь скучно. Хочется читать о персонажах, способных будоражить
воображение. |
В произведении с драматическим сюжетом персонажи борются с
трудностями. По сути дела, только такое произведение заслуживает
внимания читателя. Можете написать роман, в котором персонажи страдают,
становясь участниками определенных событий, при этом персонажи, не
пытаясь справиться с трудностями, будут абсолютно инертными. |
С чего же начать последовательное изложение событий, вовлекающих интересных читателю людей-персонажей? Вообще-то, начать сюжет нужно еще до того, как вы возьметесь за ручку. |
Аристотель в «Поэтике» пишет, что драма должна быть достаточно
длинной, чтобы позволить персонажу пройти «от поражения к победе и от
победы к поражению». Двадцать три столетия спустя Эгри повторяет мысль
Аристотеля, утверждая, что персонаж должен «расти от крайности до
крайности». |
Напряжение
в сюжете по мере его усложнения нарастает и достигает точки, в которой
наконец разрешается ключевой конфликт. Персонажи перенесли испытания, их
трепала жизнь, они были наказаны. В результате они прошли определенные
этапы развития. |
Конец повествования часто называют «кульминацией» или «развязкой». Смысл
этих слов приблизительно одинаков. Как правило, определить границы
кульминации или развязки невозможно. Кульминация — это конкретный
момент, когда читатель понимает, что ключевой конфликт разрешен. |
Конфликт, происходящий после кульминации, после разрешения ключевого конфликта называется завершающим. |
Как и в анекдоте, в художественном произведении ключ ко всему —
кульминационный момент. Роман, как и анекдот, может быть сложным,
интересным, увлекательным, но при отсутствии кульминации-развязки он
теряет всякий смысл. Хотите потрясти читателя кульминацией-развязкой? |
Если рассказчик постоянно находится вне персонажей, в стороне от их
внутреннего мира, если он ведет повествование как журналист, мы имеем
дело с беспристрастным подходом. Рассказчик повествует нам о действиях
персонажей так, словно он смотрит спектакль. |
Повествование от первого лица всегда является субъективным.
Рассказчик знает о мыслях и чувствах одного персонажа, поскольку сам им
является. Рассказчик может взять роль любого персонажа, он может быть
главным героем, может быть его соперником. |
Представьте, что вы сели за роман. Вы вставляете бумагу в печатную
машинку или включаете компьютер. Вы достаете рабочие записи, биографии
персонажей, пошаговый план, прикрепляете к стене большой лист, на
котором написана идея произведения. Вы думаете, что все готово. |
Как уже было сказано, тон повествования зависит от жанра
художественного произведения. Жанр, как вы помните, связан с «типом»
художественного произведения. Ваш роман может быть любовным, научной
фантастикой, фэнтези, мистическим триллером, детективом и т. д. |
Как только начнете рассказ, киньте пробный камень — поставьте
персонаж в ситуацию, вызывающую у него душевное волнение. Персонажи
художественных произведений — люди, а у людей есть чувства. Чтобы сразу
заставить читателей сопереживать персонажу, он изначально должен
находиться в затруднительном положении... |
Многие авторы излишне часто прибегают к ретроспекции или используют ее неправильно. |
Завязка настолько важна, что Лайос Эгри наряду со статичным,
скачкообразным и медленно развивающимся конфликтами выводит еще один тип
— завязывающийся конфликт. Завязка, скорее, росток будущего конфликта. |
При работе над
диалогами персонажи получаются остроумней, очаровательней, образованней,
умней, болтливей, чем вы сами. Как такое возможно? Все дело во времени.
Поступки и речь персонажей кажутся спонтанными. Мы считаем персонажи
настоящими людьми, которые говорят и делают умные вещи. |
Существует три стиля драматического произведения: повествовательный, эпизодический и полуэпизодический. |
| |