|
В категории материалов: 27 Показано материалов: 1-27 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
 Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь.
И во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или
вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область —
литература и русский язык, но и история, иностранные языки. |
 Попытайтесь выделить его основные признаки: Используя отрывок из эссе Ольги Ванпггейн «Для чего и для
кого писать эссе», определите основную цель жанра: «...Главное — заставить
читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец,
потребность в самовыражении». |
 У жанра эссе есть свой
родоначальник — французский философ Мишель Монтень (1533 — 1592). М. Монтёнь
вошел в историю философской мысли как автор ассе под названием «Опыты». Первое
издание его «Опытов» вышло в 1580 году.
|
 Нужно помнить, что наличие конкретной темы, вопроса,
предмета для эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения,
утверждения, анализа. |
 Условно все эссе можно разделить на две большие группы: личностное эссе и объективное или «серьезное» эссе. |
С чего начать подготовку эссе? |
 Это качество эссе можно
наблюдать, анализируя названия. Часто в них появляется предлог о, так как
заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части
и целого), или является первоначальной точкой для рассуждений автора, или не
связано напрямую с темой эссе. |
 Характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного
процесса эссеиста? Можете ли вы, опираясь только на названия, заранее судить о
содержании работ? |
 Эссе может воплощаться в различные литературные формы:
моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь и многие другие.
Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе сохраняет свою
жанровую самостоятельность. |
 Для автора эссе главное — личное постижение мира и
отношение к нему. В качестве же способов такого постижения он привлекает
многочисленные примеры, раскрывает параллели, подбирает аналогии, использует
всевозможные ассоциации, уподобления, сцепления. |
 Прочитайте эссе двух современных авторов — Виктора
Ерофеева «Don't complain значит
"Не жалуйся"» и Евгения Чернова «Березка». |
Задание с вопросами для рассуждения.
|
Прочитайте
«Благодарность книгам» Стефана Цвейга, писателя XIX века, классика
австрийской литературы. |
 Вспомните свои впечатления от путешествий, встреч с
другими уголками страны или мира. Напишите вступление к такому воспоминанию.
Определите, к какому жанру (эссе, путевому очерку, путешествию, воспоминанию,
страничке из дневника) вы отнесете свою работу и почему. |
Обратимся к анализу текста эссе, написанному в форме
«Слова». |
Разберемся, как зависит выбор формы эссе и его языковое
воплощение от задачи и адресата автора. |
 Найдите в газетных или журнальных публикациях, в
электронной печати пример беседы с писателем, деятелем культуры, науки.
Сравните этот материал с отрывком из эссе Ф. Искандера, написанного в форме
беседы с Виктором Максимовичем. |
 Желание раскрыть свою мысль наиболее полно требует от
эссеиста поисков формы высказывания — художественных и языковых средств ее
воплощения. Оригинальная, интересная мысль автора ищет только ей присущий
облик — выражение. |
 Люди, создающие эссе, обладают особым ассоциативным
мышлением. Прочитайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья»
японской писательницы XI века Сэй Сёнагон, чьи произведения положили начало
эссе в литературе Востока. |
 Эссе - жанр, свободный от иных пристрастий, кроме личных,
и устоявшихся критических оценок, - прежде всего позволит ребятам выражать свое
личное восприятие литературы (если речь пойдет о литературно-критическом эссе).
В других случаях, наоборот, даст возможность обратиться к разным точкам зрения
и вступить в литературную полемику. |
 Познакомьтесь с эссеистической миниатюрой, которая целиком построена
на необычной авторской ассоциации. |
Прочитайте текст «Свеча над Енисеем» В. П. Астафьева из
книги «Затеей». |
 Жанр эссе достиг своего расцвета в литературной критике.
Познакомьтесь с отрывками из школьного сочинения «Вольнолюбивая лирика Пушкина»
и эссе о Пушкине П. Вайля и А. Гениса «Хартия вольностей». |
 В младших классах вам уже приходилось писать эссе — это
были первые пробы пера, попытки выразить свое «Я». Средняя школа тоже начиналась
с традиционного «Как я провел лето», «Самый запоминающийся день каникул».
Подобная тематика задает жанр эссе, в котором ваше «Я» — и субъект, и объект
исследования. |
 Перед вами сочинение Дарии С. «Грамматика любви в
произведениях Бунина»- Прочитайте его и подумайте, отвечает ли эта работа
классическим требованиям к сочинению: Доказательно ли и убедительно автор раскрывает
тему, подробно ли анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить
позицию писателя, продемонстрировано ли напрямую знание критических работ о
Бунине? |
 Напишите сочинение, выбрав одну из предложенных проблем:
«Пушкин для меня...», «О чем задумывается мой сверстник сегодня?», «Мир
виртуальной реальности: По лабиринтам компьютерного мира», «Телевидение сегодня»,
«Наш опасный мир», «Книги в твоей жизни», «Мир рекламы. Каков он?»...
|
 Предложите для рецензирования свой вариант творческой
работы или проанализируйте одно из сочинений одноклассников по плану... |
| |