Игра предназначена для детей младшего школьного возраста
и пятиклассников, но иногда может быть полезна даже выпускникам, не освоившим
или забывшим правила работы с проверяемыми гласными и согласными.
Играть стоит не раньше V—VI класса с детьми, у которых
уже прочно устоялся навык письма. Количество играющих любое. Ведущему нужно
заранее подготовить текст.
Игра приурочена к теме «Причастие». При необходимости
можно периодически возвращаться к ней. Количество играющих 10—12 человек, класс
можно разбить на группы.
Игра любима детьми младшего и среднего школьного
возраста, для старшеклассников она слишком проста. Понадобятся ручки и листки
бумаги, лучше длинные и узкие. Игра проходит по кругу, каждый должен знать, от
кого он получает листок и кому передает.
Играть можно с того момента, когда ребята познакомятся с
синтаксическими схемами предложения. Играют команды. Ведущий заранее готовит
к игре схемы предложений. Понадобятся листки бумаги и ручки.
Играть можно после первого же знакомства со знаками
препинания, но особенно полезно при повторении пунктуации со
старшеклассниками. Задача ведущего — подбирать задания, соответствующие уровню
подготовки ребят.
Играть можно уже с детьми младшего школьного возраста,
для старшеклассников игра скучновата. Понадобятся ручки и бумага. При большом
числе играющих потребуется запас времени не менее 15—20 минут.
Разгадывать шарады могут уже дети младшего школьного
возраста, составлять — семи-восьмиклассники. Игру лучше проводить как длительный
конкурс, чтобы ребята могли сочинять в свободное время.
Игра подходит только для старшеклассников и проводится в
виде длительного конкурса. Периодически результаты «этимологических» исследований
вывешиваются в классе.
Аналитические игры развивают способность самостоятельно
анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат
рассуждать логически.
Играть могут и ребята 7—8 лет, и взрослые. Число
участников любое. Играют команды. Время игры зависит только от желания
играющих: несколько минут в виде разминки в начале урока или многочасовой
марафон...
Возраст и количество игроков любые, продолжительность
игры — по желанию
(см. игру «Пропорции»). Играть будет удобнее, если играющие смогут
записывать на листках предложенное задание.
Возраст играющих в принц те любой, но больше игра
подойдет подросткам. Количество участников 5—15 человек, классмoжнoразделить на группы. Игра проходит по кругу, то есть каждый участник должен знать,
после кого он вступает. Для детей младшего школьного возраста желателен
ведущий.
Играют с удовольствием и дети, и взрослые. В командах не
должно быть более 7—9 человек, а количество команд зависит от числа играющих.
Времени в запасе нужно иметь минут двадцать, а при четырех и более командах —
не меньше получаса.
Игра
предназначена в первую очередь для старшеклассников. Время желательно не
ограничивать, в среднем уходит около 20—30 минут. Ведущий начинает игру,
объясняя условия, а затем может играть вместе со всеми.
Знакомство с
этой игрой может состояться уже в V классе, затем к ней можно периодически возвращаться.
Интересна она и старшеклассникам, и взрослым. Играть хорошо всем классом, разделившись
на две-три команды. Времени потребуется не менее 20 минут, каждой команде
нужны листки бумаги и ручки.
Ассоциативными
здесь названы игры, которые активизируют способности, почти игнорируемые
сегодняшней школой: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного
алгоритма.
Играть в
пассивный вариант можно уже с пятиклассниками, в активный — начиная с VII—VIIIкласса. Количество играющих любое, ведущий необходим
только при пассивном варианте.
Играть можно
и нужно уже с дошкольниками, впрочем, более старшим ребятам игра не менее интересна.
Количество играющих 3—10 человек, класс можно разделить на группы. Игра идет по
кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает.
Игра
подходит детям среднего и старшего школьного возраста. Количество играющих
должно позволять разбиться на команды по нескольку человек. Ведущий необязателен.
Играть могут
ребята с 11—12 лет. На уроке можно играть всем классом или разделиться на группы
по 8—10 человек, чтобы каждому довелось угадывать. Ведущий нужен только для
младших ребят.
Играть могут
ребята с 12 лет. Количество играющих в пределах 20 человек; если класс
большой, можно разделить его пополам. Играющим понадобятся ручки и длинные
узкие листки бумаги. Все должны сидеть так, чтобы иметь возможность очень
быстро и без путаницы передавать листки по кругу.
В этом
разделе приводятся описания игр, привлекающих внимание ребят к смысловому
строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, прямым и
переносным значениями языковых единиц.
Возраст
любой, чем раньше начинать знакомство с игрой, тем лучше. Количество играющих
тоже любое, игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, за кем он
вступает.
С игрой
справляются уже младшие школьники. Чем старше играющие, тем более сложные
тексты можно использовать. Играющие делятся на небольшие команды (5—7
человек).