Разочарование поэта, признание недостижимости высших
идеалов приводит его к отрицанию, безверию, обращению к демоническим началам
мира (нечто подобное происходит и в поэзии Лермонтова).
В стихотворениях Блока, посвященных поэтическому
творчеству, часто слышится горькая автоирония. «Друзьям» (1908) –
своего рода очерк литературного быта эпохи символизма и психологический портрет
поэтов, отдавшихся саморазрушению.
Блок размышлял о творчестве, его природе и назначении, о
роли поэта не только в лирике. Литературным вопросам он посвятил ряд статей, из
которых наиболее важны «Три вопроса» (1908) и «О назначении поэта» (1921).
«О назначении поэта» – речь, которую Блок произнес в Доме
литераторов на торжественном собрании по поводу 84‑й годовщины смерти А.С.
Пушкина. Речь, написанную незадолго до смерти Блока в 1921 г., можно
рассматривать как итоговое его произведение, обобщающее размышления о поэте и
поэзии.
Циклы – своего рода главы в поэтическом
романе, который Блок создавал в течение всей творческой жизни. Циклы‑главы были
объединены самим поэтом в три тома – «роман в стихах», отразивший его духовный
опыт и духовный путь.
Название цикла стихотворений «Ante lucem» («До света» или
«Перед рассветом») указывает на его вступительный, предваряющий характер.
Картина мира, нарисованная поэтом в «Ante lucem», связана с романтическими
представлениями и традициями.
«Стихи о Прекрасной Даме» включают около 800
стихотворений, написанных в 1901–1902 годах. У цикла есть биографический
подтекст – взаимоотношения А. Блока и его невесты Л. Менделеевой, но житейский
сюжет, безусловно, не является идейно‑художественной основой «Стихов о
Прекрасной Даме».
В цикле «Распутья» сохраняются некоторые мотивы,
характерные для «Стихов о Прекрасной Даме» («Я их хранил в приделе Иоанна…» –
стихотворение с обычной соловьевской атрибутикой – «огонь лампад», «служенье»,
«Она», «свечи», «Встречи»), но вместе с тем появляются и новые, связанные с
умонастроениями, которые рождены земной жизнью.
Сравнительный анализ стихотворений «Сумерки, сумерки
вешние…» и «Мы встречались с тобой на закате…» позволит проследить развитие
лирического сюжета в пределах цикла «Стихов о Прекрасной Даме».