Отбор содержания курса четвертого года обучения,
принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах,
целями и задачами начального курса русского языка и подходами к его
изучению.
Углубление представления о речи
как способе общения посредством языка. Устная и письменная,
диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой
деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь,
воспроизведение чужой речи.
При отборе содержания учебника, его структурировании,
разработке методического аппарата были учтены требования
Государственного стандарта начального общего образования, программные
установки, основные методические подходы к обучению русскому языку как
родному...
Курс русского языка четвёртого года обучения, как и предыдущих лет, начинается с раздела повторения, в котором систематизируются и углубляются сведения об особенностях языковых средств, специфике устной и письменной речи.
Вы можете подумать, не ошибка ли? Подобная тема уже
изучалась в 3 классе. Напоминаем, что материал всего курса русского
языка структурирован по концентрическому (спиралевидному) принципу.
Формирование понятий об однородных членах предложения – дело не простое и длительное. Идти от понимания термина – однородные (члены одного рода, однотипные) –
рано. Детям трудно понять его содержание, пока они знают о роде как
грамматической категории: мужском, женском, среднем.
Указанная выше тема является центральной для 3-й
четверти. Материал темы продолжает линии разделов первой части учебника
«Русский язык», особенно второго, так как изучаются преимущественно
падежные формы склоняемых частей речи.
Тема этого раздела новая. Хотя после изучения правила о проверке безударных гласных в корне слова (2 класс), учащиеся пропедевтически
знакомились, что способ «безударный проверяю ударным» можно
использовать и при проверке безударных гласных, находящихся в других
частях слова, в том числе в родовых и падежных окончаниях.
Название раздела уже встречалось учащимся. Со 2-го
класса в ходе изучения частей речи шел процесс накапливания знаний не
только о признаках, свойствах каждой части речи, но и о более точном
использовании их как строительного материала предложений при выражении
мыслей и чувств.
Цели, суть, этапы проектной деятельности,
рекомендованной в комплекте учебников «Планета знаний», были раскрыты в
методических указаниях «Обучение в 3 классе». В учебниках
русского языка с 1 по 4 классы были предложены проекты разных типов:
индивидуальные, групповые, коллективные; преобразующие,
исследовательские, коллективно-творческие.
С помощью тезисных материалов таблицы представлены цели
предмета «Русский язык» в начальной школе, поясняется, почему речевая
направленность изучения системы языка и всего курса принимается как
приоритетная, систематизируются основные направления работы по речевому
развитию школьников.
Учитывая, что все изучаемые сведения о языковых единицах
нашего языка, об особенностях и качествах речи необходимы для развития
речи младших школьников, подытожим некоторый круг умений, связанный с
формированием важнейшего вида речевой деятельности – письма.
Слежение глазами и пальчиком по прописному тексту книги вслед за чтением учителем.«Печатание» – копирование на кальку
«печатными» буквами коротких актуальных текстов типа анекдотов,
юморесок, занимательных задач и загадок, модных песен, частушек,
пословиц и поговорок, набранных курсивом.