|
Главная » Файлы » ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
|
В категории материалов: 60 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Литературно-художественное произведение — это произведение искусства в узком смысле слова,
то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в
целом, художественное произведение есть выражение определенного
эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального
комплекса в образной, эстетически значимой форме. |
Созданное автором художественное произведение в
дальнейшем воспринимается читателями, то есть начинает жить своей
относительно самостоятельной жизнью, выполняя при этом определенные
функции. Рассмотрим важнейшие из них. |
Специфика отражения и изображения в искусстве и особенно
в литературе такова, что в художественном произведении нам предстает
как бы сама жизнь, мир, некая реальность. Не случайно один из русских
литераторов называл литературное произведение «сокращенной вселенной». |
Художественное произведение как объект научного познания
существенным образом отличается от всех других объектов. Оно не
противостоит научному сознанию как чистый объект, как «вещь». |
Даже на первый взгляд ясно, что художественное
произведение состоит из некоторых сторон, элементов, аспектов и т. п.
Иными словами, оно имеет сложный внутренний состав. При этом отдельные
части произведения связаны и объединены друг с другом настолько тесно,
что это дает основания метафорически уподоблять произведение живому
организму. |
В учебной, справочной и даже научной литературе термин
«тема» толкуется по-разному. «Одни понимают под темой жизненный
материал, взятый для изображения. Другие — основную общественную
проблему, поставленную в произведении»,
- пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая
и первого. |
Под проблематикой художественного произведения в
литературоведении принято понимать область осмысления, понимания
писателем отраженной реальности.
Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека,
где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема
рассматривается под определенным углом зрения. |
Мифологическая проблематика — это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»;
объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных
явлений. |
Следующий тип, выделенный Г.Н. Поспеловым, —
проблемаитка национально-историческая. Создатели произведений, в которых
воплощался этот тип проблематики, «интересовались в основном
историческим становлением и судьбой целых народностей», «национальной
судьбой». |
Следующим типом проблематики, выделение которого имеет
принципиальное для всей системы значение, является в типология Г.Н.
Поспелова нравоописательная, или этологическая проблематика.
«"Этологическая" литература заключает в себе «…» осмысление
гражданско-нравственного уклада социальной жизни, состояния общества в
отдельных его слоев». |
Наконец, четвертый тип проблематики, который Г.Н
Поспелов называет «романической» и которую чаще называют романной, — это
идейные интересы писателей к «"личностному" началу и в себе самих, и в
окружающем их обществе». |
Романной проблематикой завершается типология Г.Н.
Поспелова. Однако думается, что четыре выделенных им типа проблематики
не могут исчерпать всего проблемного многообразия литературы. |
После определения типа проблематики в произведении ее
необходимо уточнить и конкретизировать. Так, определив проблематику
произведения как социокультурную, необходимо затем перейти к более
дробному делению и посмотреть, какие именно стороны устойчивого
жизненного уклада интересуют писателя. |
Обыкновенно в качестве третьего структурного компонента
содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею. Однако на
самом деле завершающий «этаж» содержания не сводится к идее, а
оказывается гораздо сложнее, почему мы и вводим термин «идейный мир»
произведения. |
Основанием для системы авторских оценок служит авторский
идеал — представление писателя о высшей норме человеческих отношений, о
человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность. |
Еще одной составляющей идейного мира произведения
является художественная идея — главная обобщающая мысль или система
таких мыслей (в последнем случае иногда говорят об идейном звучании
произведения). |
Одной из наиболее распространенных практических трудностей, возникающих
при анализе содержания, является неразличение или отождествление темы,
проблемы и идеи. |
Наконец, последним элементом, входящим в идейный мир
произведения, является пафос, который можно определить как ведущий
эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой. Синонимом
термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация». |
Под изображенным миром в художественном произведении подразумевается та
условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует
писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п. В
художественном произведении создается как бы модель мира реального. |
Под литературным портретом понимается изображение в
художественном произведении всей внешности человека, включая сюда и
лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и
мимику. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с
персонажем. |
Пейзажем в литературе называется изображение в
произведении живой и неживой природы. Далеко не в каждом литературном
произведении мы встречаемся с пейзажными зарисовками, но когда они
появляются, то, как правило, выполняют существенные функции. |
Чем дальше, тем больше человек живет не в окружении
природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов,
совокупность которых иногда называют «второй природой». Естественно, что
мир вещей отражается и в литературе, причем с течением времени
приобретает все большую значимость. |
При анализе психологических деталей следует обязательно
иметь в виду, что в разных произведениях они могут играть принципиально
различную роль. |
Выше мы говорили, что художественный мир условно подобен
первичной реальности. Однако мера и степень условности в разных
произведениях различна. В зависимости от степени условности различаются
такие свойства |
Естественными формами существования изображенного мира
(как, впрочем, и мира время и реального) являются время и пространство.
Время и пространство в литературе представляют собой своего рода
условность, от характера которой зависят разные формы
пространственно-временной организации художественного мира. |
Литературный образ может существовать не иначе, как в
словесной оболочке. Все детали изображенного мира, о которых шла речь
выше, получают художественное бытие, только будучи обозначенными словом.
Слово, язык — «первоэлемент» литературы, материальный носитель ее
образности. |
Важнейшую роль в художественной речи играют тропы —
слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении.
Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность,
когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим. |
Еще одним важным языковым средством художественной
литературы является синтаксическая выразительность. На изучение
синтаксического строя речи в школе обыкновенно не обращают внимания, и
напрасно, поскольку это одно из самых специфических литературных и
выразительных художественных средств. |
С интонационно-синтаксическим строем художественной речи
связана также ее ритмическая и темповая организация. Наибольшей мерой
ритмичности отличается, разумеется, стихотворная речь. |
Начнем с анализа эпической речи как более сложной. В ней
отчетливо выделяются две речевые стихии: речь героев и повествование.
|
| |