|
В разделе материалов: 84 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 » |

 Функциональный
аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс неизбежно
привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством
которой осуществляется речевое общение. |
При определении понятия «текст» обнаруживаются различные
подходы и методы изучения этого феномена. |
 Признавая
объективную необходимость многоаспектного изучения текста, можно все-таки
выделить основные аспекты, связанные с характеристикой текста как цельного
литературного произведения, как динамической коммуникативной единицы высшего
уровня. |
 Текст, если рассматривать его в системе обобщенных
функциональных категорий, квалифицируется как высшая коммуникативная единица. |
 Для определения механизмов образования текста необходимо
уяснение таких понятий, как прагматическая установка текста и прагматическая
установка автора. Текст как цельное речевое произведение имеет свои
закономерности образования. |
 По мысли В.В. Виноградова, учение о тексте – это учение о
типах словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода
целостных структур. |
 В кругу вопросов,
связанных с характеристикой текста, предполагающей всестороннее освещение
данного феномена, вопрос о целостности и связности, пожалуй, можно считать
одним из основных. |
 Семантико-структурная
и коммуникативная организация текста осуществляется в результате
следования некоторым правилам, среди которых немаловажную роль играет выбор
способа повторной номинации, порядка слов, типа модальности и др. |
 При рассмотрении речевой организации текста были выделены
две основные семантико-структурные единицы – высказывание и межфразовое
единство (сложное синтаксическое целое). Обе единицы – это единицы семантико-синтаксического
членения текста. |
 Итак, границы межфразовых единств и абзацев могут не
совпадать. Длина абзацев различается у разных авторов. Известно, например, что
Л.Н. Толстой предпочитал длинные многотемные абзацы, а А. Чехов и К.
Паустовский дробили текст на более мелкие отрывки. |
 Основное назначение абзаца – расчленение текста с целью
выделения его компонентов, что, безусловно, облегчает восприятие сообщения, так
как дает некоторую «передышку» при чтении, а также расставляет акценты. |
 Выявление таких
единиц текста, как высказывание и межфразовое единство, дает представление о
формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. |
 Динамическое описание может основываться и на
использовании глаголов активного действия, однако это действия, опять-таки
наблюдаемые со стороны, действия, не совершаемые во времени, а действия,
характеризующие лицо, предмет... |
 Как ни важно изучение речевой организации текста
(выявление основных единиц текста, способов изложения), это изучение не может
оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования
и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, скрепляющая все единицы
текста в единое смысловое и структурное целое. |
 Типология текста, несмотря на свое центральное положение
в общей теории текста, до сих пор еще разработана недостаточно. Не определены
еще общие критерии, которые должны быть положены в основу типологизации. |
 Понятие художественного образа обязано своим рождением
художественной литературе, где язык становится одновременно и средством, и
предметом искусства. |
Если словесный
образ может быть не только в художественном тексте, то перевернутый образ
(термин Ю.М. Лотмана) исключительно принадлежность текста художественного. |
 Для установления глубинных (содержательных) различий
между художественным и нехудожественным текстом можно обратиться к
представлению таких категорий, как время и пространство. |
 Текст в тексте –
это введение в оригинальный авторский текст чужого текста. Таким образом,
представление о тексте как о единообразном смысловом пространстве можно
дополнить или уточнить указанием на возможность вторжения в него разнообразных
элементов из других текстов. |
 В разных видах текста обнаруживаются разные формы
представления авторства. Выбор форм зависит от общих характеристик текста,
назначения и функции. Эти формы могут быть личностными (когда субъект речи
обозначен непосредственно, персонифицирован), безличностными,
личностно-безличностными. |
 Монолог (греч. monos – один и греч. logos – речь) – форма речи (текста), развернутое высказывание
одного лица. |
 В основе этого деления лежит речевая организация текста:
прозаический текст – это речь отрывистая, членение речи здесь определяется
смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает;
стихотворный текст, или поэтический, – это речь периодическая, ритмически
организованная. |
 Сообщение, заключенное в тексте, может быть представлено
вербально (словесный текст) или иконически, т.е. изобразительно (греч. eikon) –
изображение). |
 При характеристике текстов по их функционально-стилевой
ориентации (по их принадлежности к разным функциональным стилям) учитываются
признаки экстралингвистические (сфера общения, отражающая сферу человеческой
деятельности, и общая функция речи) и собственно языковые
(функционально-стилистическое расслоение средств языка). |
 Публицистический стиль использует самую разнообразную в
тематическом плане лексику и фразеологию, отражая тем самым социальную
многоплановость современного русского языка. |
 Качественные признаки разновидностей текста создаются,
наряду с перечисленным, и проявлением в тексте личностных особенностей стиля
автора. Авторская индивидуальность обнаруживается в интерпретирующих планах
текста, в языково-стилистическом оформлении его. |
 Принимая во внимание особенности структуры, выделяют эпитеты простые и
сложные. Представление о сложном эпитете не однозначно. С одной
стороны, к сложным относят полиосновные прилагательные (пшенично-желтые
усы, черногривый конь). |
 В художественном тексте метафора способна выполнять самые разные
функции: дает новое именование объекту, воздействует на воображение читателя, формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным,
представляет индивидуально-авторскую модель мира,
помогает осознать, создать предположение о сущности объекта. |
 Для автора важно не
просто описать внешний вид героини, а показать ее эмоциональное
состояние, обусловленное атмосферой бала и подготовкой к нему. |
 Описание в 1–3 смысловых частях включает характеристику ключевых слов
– обязательных повторяющихся компонентов каждой части текста (небо /
небосклон, солнце / могучее светило, облака / тучи). |
| |