|
В категории материалов: 19 Показано материалов: 1-19 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
В новых условиях нашей жизни всякому, не
ушедшему целиком в свою скорлупу, приходится время от времени быть и
оратором. Под оратором мы разумеем не только лиц, произносящих речи в
больших собраниях, на митингах и т. д., но всякого, кому приходится
обращаться с словом, хотя бы к самой небольшой группе собравшихся. |
Впечатлительные натуры вкладывают в свои
слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление,
которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Таков,
например, герой тургеневского романа «Рудин». «Он говорил умно, горячо… |
Звучный громкий, приятный гибкий голос - почти необходимое условие для оратора, обращающегося к большому собранию. Всячески заботьтесь, чтобы вас слышали. |
Существует множество движений мимики лица,
положений и изгибов неуловимых для слова, в которых только и могут
выразиться движения души. Игра красок лица и их оттенков высказывает
тайны души красноречивее слова и часто именно то, чего оно не может
высказать... |
Если лучшим агитатором является
воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом,
распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является
бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и
здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и
разносторонними научными сведениями. |
Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науки. В простой, особенно крестьянской аудитории
оратор этого типа часто имеет большой успех. Соображения здравого смысла
да ссылки на очевидные факты повседневной жизни - вот все его оружие. |
Речь есть лишь внешняя форма для наших
мыслей, а так как мысли наши текут не по одному руслу у всех, так как мы
принадлежим к различным типам мышления, то вполне понятно, что и наша
речь (построение ее) не одинаково у всех. |
Успех речи часто зависит и от настроения
оратора. Нет воодушевления, нет подъема, вдохновение «не слетело» - и
оратор воодушевленного типа обезоружен! Пропало настроение - нет не
только пафоса, нет даже и простой уверенности в себе. |
Оратор, как всякий общественный деятель,
должен обладать тактом, т. е. уменьем мгновенно выбрать наиболее верный и
краткий путь к намеченной цели при наличных условиях момента, аудитории
и т. д. |
Речи бывают без всякой подготовки (импровизация речи) и с подготовкой. Импровизация допустима лишь в случаях
детального знакомства оратора с предметом, о котором он будет говорить;
во всех же остальных случаях нужно готовиться. |
Прежде чем набрасывать план или конспект речи, необходимо собрать материал на тему. Прежде всего, должно собрать факты,
достаточно подтверждающие мысли и положения оратора. Пустословия и
громких фраз не должно быть, но не должно быть и нагромождения фактов. |
Оратор должен
обращать внимание и на внешность речи. Скажем теперь о некоторых деталях
этого вопроса. Внешние приемы должны придавать речи не
только музыкальность, приятность для слуха, но и убедительность и
поддерживать внимание слушателей. |
Искусство спорить, пожалуй, более трудное дело, чем произносить речи или читать лекции, не требующие возражений. Спорить - значит доказывать. Что же в спорах обычно доказывают? |
Характер речи зависит и от аудитории, пред которой приходится выступать. Хорошо заранее знать состав своих слушателей, приблизительный умственный их уровень и насущные их интересы. |
О том, что такое речь, написано и сказано
многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но
помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только
из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять
удовольствие - при правильном подходе к делу. |
Пытающиеся освоить ораторскую трибуну
знатоки могут с превеликой пользой для себя понаблюдать за гримасами
других выступающих, прежде чем решиться на подобный шаг или быть
втянутым в эту авантюру. Всестороннее изучение вопроса позволило выявить
следующие типы ораторствующих существ... |
Есть две основных причины, по которым знаток-оратор может показаться перед публикой: деньги и удовольствие. Однако похоже, что ораторские
выступления для удовольствия - это не более чем заблуждение, ошибка в
понятиях. |
Ораторам-знатокам следует избегать той
гипнотической манеры выступления, которую практиковал Капила
Кумарасинге, известный рассказчик и жизнелюб. Он держал аудиторию в
полной прострации в течение ста пятидесяти часов, повествуя о культуре
буддизма. |
Перспектива выступить с речью на
публике может превратить психически здорового и уравновешенного человека
в неврастеника. Существуют, однако, способы избежать этого. |
| |