|
В категории материалов: 17 Показано материалов: 1-17 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
 Литературно-художественное произведение – это произведение искусства в узком смысле слова,
то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в
целом, художественное произведение есть выражение определенного
эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального
комплекса в образной, эстетически значимой форме. |
 Художественное
произведение как объект научного познания существенным образом
отличается от всех других объектов. Оно не противостоит научному
сознанию как чистый объект, как "вещь". |
 Даже
на первый взгляд ясно, что художественное произведение состоит из
некоторых сторон, элементов, аспектов и т. п. Иными словами, оно имеет
сложный внутренний состав. |
 В
учебной, справочной и даже научной литературе термин "тема" толкуется
по-разному. "Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для
изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в
произведении",
– пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая
и первого. |
 Под
проблематикой художественного произведения в литературоведении принято
понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности.
Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека,
где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема
рассматривается под определенным углом зрения. |
 Обыкновенно в качестве третьего структурного
компонента содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею.
Однако на самом деле завершающий "этаж" содержания не сводится к идее, а
оказывается гораздо сложнее, почему мы и вводим термин "идейный мир"
произведения. |
 Начнем со свойств изображенного мира. Под
изображенным миром в художественном произведении подразумевается та
условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует
писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п. |
 Литературный образ может существовать
не иначе, как в словесной оболочке. Все детали изображенного мира, о
которых шла речь выше, получают художественное бытие, только будучи
обозначенными словом. |
 Детали
изображенного мира и их словесные обозначения в литературном
произведении располагаются определенным образом, с особым художественным
смыслом. |
 Анализ – важнейший
метод научного постижения литературного произведения. Но аналитическое
расчленение целого на составляющие не может быть самоцелью.
Художественное произведение есть система, во многом похожая на живой
организм, а это значит, что она обладает свойством целостности, которая
богаче, чем сумма составляющих систему элементов. |
 В
литературоведении термин "интерпретация" означает толкование,
постижение целостного смысла художественного произведения, его идеи,
концепции. Различают интерпретацию читательскую (первичную), научную и
творчески-образную. |
 При
целостном анализе формы в ее содержательной обусловленности на первый
план выходит категория, отражающая эту цельность, – стиль. Под стилем в
литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов
художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и
выражающее известную содержательность. |
 Чтобы
более или менее исчерпывающе познать художественное произведение,
необходимо в идеале пройти все три ступени его научного рассмотрения,
ничего в них не пропуская. |
 Литературными
родами в литературоведении называются крупные классы произведений –
эпос, лирика, драма (драматургия), а также промежуточная форма
лиро-эпики. |
 Изучение исторического
контекста – наиболее привычная для нас операция. Она превратилась даже в
некоторый обязательный шаблон, так что школьник и студент любой
разговор о произведении стремятся кстати и некстати начинать с эпохи его
создания. Между тем изучение исторического контекста далеко не всегда
обязательно. |
 То же и даже с большим основанием
можно сказать и о контексте биографическом. Лишь в редчайших случаях он
нужен для понимания произведения (в лирических жанрах с ярко выраженной
функциональной направленностью – эпиграммах, реже в посланиях). |
 Все,
о чем говорилось в этой книге до сих пор, относилось к области
литературоведческой техники. В принципе, при базовом филологическом
образовании и известном усердии, овладеть ей может каждый. |
| |