Литературно-художественное произведение – это произведение искусства в узком смысле слова,
то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в
целом, художественное произведение есть выражение определенного
эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального
комплекса в образной, эстетически значимой форме.
Художественное
произведение как объект научного познания существенным образом
отличается от всех других объектов. Оно не противостоит научному
сознанию как чистый объект, как "вещь".
Даже
на первый взгляд ясно, что художественное произведение состоит из
некоторых сторон, элементов, аспектов и т. п. Иными словами, оно имеет
сложный внутренний состав.
В
учебной, справочной и даже научной литературе термин "тема" толкуется
по-разному. "Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для
изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в
произведении",
– пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая
и первого.
Под
проблематикой художественного произведения в литературоведении принято
понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности.
Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека,
где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема
рассматривается под определенным углом зрения.
Обыкновенно в качестве третьего структурного
компонента содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею.
Однако на самом деле завершающий "этаж" содержания не сводится к идее, а
оказывается гораздо сложнее, почему мы и вводим термин "идейный мир"
произведения.
Начнем со свойств изображенного мира. Под
изображенным миром в художественном произведении подразумевается та
условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует
писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п.
Литературный образ может существовать
не иначе, как в словесной оболочке. Все детали изображенного мира, о
которых шла речь выше, получают художественное бытие, только будучи
обозначенными словом.
Анализ – важнейший
метод научного постижения литературного произведения. Но аналитическое
расчленение целого на составляющие не может быть самоцелью.
Художественное произведение есть система, во многом похожая на живой
организм, а это значит, что она обладает свойством целостности, которая
богаче, чем сумма составляющих систему элементов.
В
литературоведении термин "интерпретация" означает толкование,
постижение целостного смысла художественного произведения, его идеи,
концепции. Различают интерпретацию читательскую (первичную), научную и
творчески-образную.
При
целостном анализе формы в ее содержательной обусловленности на первый
план выходит категория, отражающая эту цельность, – стиль. Под стилем в
литературоведении понимается эстетическое единство всех элементов
художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и
выражающее известную содержательность.
Чтобы
более или менее исчерпывающе познать художественное произведение,
необходимо в идеале пройти все три ступени его научного рассмотрения,
ничего в них не пропуская.
Литературными
родами в литературоведении называются крупные классы произведений –
эпос, лирика, драма (драматургия), а также промежуточная форма
лиро-эпики.
Изучение исторического
контекста – наиболее привычная для нас операция. Она превратилась даже в
некоторый обязательный шаблон, так что школьник и студент любой
разговор о произведении стремятся кстати и некстати начинать с эпохи его
создания. Между тем изучение исторического контекста далеко не всегда
обязательно.
То же и даже с большим основанием
можно сказать и о контексте биографическом. Лишь в редчайших случаях он
нужен для понимания произведения (в лирических жанрах с ярко выраженной
функциональной направленностью – эпиграммах, реже в посланиях).
Все,
о чем говорилось в этой книге до сих пор, относилось к области
литературоведческой техники. В принципе, при базовом филологическом
образовании и известном усердии, овладеть ей может каждый.