Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему
часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку
он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной
жизни.
«Песня о земле» B.C. Высоцкого
написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая
сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение:
«Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря».
«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в
творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной
для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям
Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их
непосредственные участники и свидетели.
Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию
стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является
программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не
люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще
более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
Стихотворение B.C. Высоцкого
«Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно
навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив
препятствия.
В период шестидесятых годов 20 века русская
литература переживает необыкновенный расцвет культуры, поэтического творчества.
Наступает эпоха «оттепели», эпоха
романтических надежд, эпоха перемен, переоценки ценностей. В этот период
возникает «авторская», «бардовская» песня, подарившая миру десятки
талантливейших поэтов.
1967 году двадцатидевятилетний Владимир Высоцкий
«перепел» на новый лад два пушкинских сюжета: о сказочных персонажах,
населяющих Лукоморье,и легендарную
историю о гибели князя Олега «от коня своего».
Лирический герой Высоцкого – это не только человек действия, но и
философ, мучительно размышляющий о жизни и смерти, о добре и зле, о
времени и судьбе, своей судьбе и сущности человека, о смысле жизни.
И в мирное время Высоцкий испытывает своего лирического героя в
экстремальных ситуациях, на изломе событий, в которых сущность человека
проявляется наиболее отчетливо.
Каковы устремления лирического героя Высоцкого в этом дисгармоничном
мире – уже не сказочном, а реальном? Что он любит? В чем ищет спасения?
Поэт прямо называет то, что он "не любит". Об этом песня "Я не люблю".
Любимого лирического героя Высоцкого мы узнаем и в его
песнях-сказках. Сам Высоцкий говорил о том, что он ценит прежде всего в
человеке: "В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума.
Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать
условно сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и
философская сатира у Высоцкого присутствует в песнях на самые разные
темы.
Лирического героя Высоцкого трудно представить себе вне экстремальной
ситуации: лагерной или иной. Война, как известно, ярче всего
раскрывает, обнажает то, что до поры скрывалось в душе человека, и этим
тоже объясняется интерес поэта к военной теме.
Лирический герой Высоцкого многолик, это личность широкого размаха и
диапазона чувств (исконно национальная русская черта) не только в
пределах всего поэтического наследия поэта, но и в пределах одной темы, в
том числе темы лагерной.