Безыскусственное чтение
Как мы обыкновенно читаем книги? Так,
«как читается». Так, как подсказывают наше настроение, наши психические
свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Кажется нам, что
читаем не плохо.
А между тем это, по большей части,
ошибка. Говорят, бывает у певцов и «от природы поставленный голос». Но
это редкое исключение. Обычно приходится г
...
Читать дальше »
|
Чтение есть искусствоСам человек довольно редко замечает в себе
подобные недостатки. Чаще всего наводит его на мысль, что он не так
читает, другой факт. Евгений Онегин, по словам Пушкина:
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…
Так бывает и в наше время: читаем,
...
Читать дальше »
|
Цели чтения
Цели чтения могут быть самые различные. Перечислю только главные их группы.
Если не считать чтения гоголевского Петрушки или гончаровского Валентина, то низшую группу
целей составит: чтение для того, чтобы «убить время», отвлечься от
неприятных мыслей; чтение «для развлечениях» — когда ставится, например
вопрос: чем заняться? почитать что-нибудь или «в картишки перекинуться»?
Сюда же можно отнести и ряд сходных целей — вплоть до чтения, «чтобы
заснуть».
...
Читать дальше »
|
Способы чтения
Способы чтения тоже распадаются на группы. Главные из них такие.
Первая группа.
Можно «перелистать книгу». Можно «просмотреть»,
«пробежать» ее. При этом умелый читатель схватывает только наиболее
существенное вообще или наиболее важное для него: главные мысли, факты и
т. д. Есть медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не
бегло, основательно, но с пропусками. Например, в
...
Читать дальше »
|
Мы можем почувствовать потребность в
образовании по разным причинам. Может действовать на нас стремление к
знанию или потребность в углублении мировоззрения. Иногда чувствуют, что
без образования нельзя разобраться в современной жизни, понять её и,
значит, правильно жить и действовать.
Без того или иного образования в наше
время нельзя быть настоящим специалистом почти ни в каком деле. Наконец,
теперь всё чаще человек хочет быть образованным ещё и потому, что
образованный, при прочих равных условиях, может принести больше пользы
обществу.
|
А. Прежде всего в том, чтобы хорошо понять
книгу. Это дело чисто вовсе не такое легкое. Нередко спросишь человека,
прочитавшего книгу, в чём суть её — и окажется, что он совершенно не
понял её или понял (ещё чаще) самым превратным образом. Один очень
почтенный индус в доказательство своей образованности прочитал полностью
«Происхождение человека» Дарвина. И как же он понял его? Он нашёл, что
главная мысль книги давно известна индусам. Именно, это переселение душ
(метемпсихоза).
Не понять книги — беда, а превратно
понять её — беда ещё горшая. А бывает она, чаще всего, от неумелого
чтения, без проработки, в
...
Читать дальше »
|
Если мы будем добросовестно и не щадя усилий
добиваться этих трёх целей, то нам неизбежно придётся выработать много
полезных навыков. А именно:
1) сосредоточиваться на том, что читаешь;
2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчётливо: это помогает выработке ясности и отчётливости собственных мыслей;
...
Читать дальше »
|
Необходимые условия для правильного чтения:1) наличие известных способностей;
2) отсутствие дурных навыков в чтении.
Первым и самым необходимым условием
является способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом. У
кого нет её — тот не может правильно читать. Необходима, конечно, и
память для того, чтобы удерживать и понимать пр
...
Читать дальше »
|
Мышление и воображениеКонечно, не стоит распространяться о том,
что для хорошего чтения необходима известная сила мышления. Но
большинство не сознаёт всей огромной важности силы воображения. На этом вопросе надо остановиться долее. Воображение
заменяет нам в некоторой мере собственный наш опыт. Опыт наш очень
ограничен — даже у тех, кто много путешествовал, многое испытал, много
видел. Воображение даёт нам возможность видеть чужими глазами — часто
лучшими, чем наши — то, чего мы не видели, переживать с людьми то, чего
сами не переживали. Это как ковёр-самолёт. Научитесь владе
...
Читать дальше »
|
Самая важная помеха при чтении,
свойственная в большей или меньшей степени многим читателям, — лень
мышления и лень воображения. Нам неприятно напрягать их. Дошли,
например, в книге до описания. Чтобы живо, в связной картине вообразить
то, что изображается автором, иногда нужно усилие. Нам «лень» его
сделать, и описание для нас пропадает. Или перед нами непонятное место в
книге. Надо сосредоточить все силы мысли, чтобы его понять, или даже
просто иногда сделать только «некоторое» усилие для этого. Нам «не
хочется» этого усилия, и мы идём далее. Автор доказывает что-нибудь.
Надо проанализировать его доказательство. Но для этого требуется
некоторое напряжение мышления: и вот мы скользим далее, ско
...
Читать дальше »
|
К ним относятся прежде всего те, которые проявляются, главным образом, в ослаблении внимания. Например, привычка, читая книгу, думать о другом. У некоторых внимание само по себе действует нормально, но дурной навык небрежного чтения портит его работу. Об этом уже было упомянуто выше.
Убийственно действует привычка только пробегать
книги, приводящая к неумению читать медленно. Она может развиваться под
влиянием многих причин. К ней, например, может привести привычка
«глотать» книги. Если прочитываешь в день по 400 страниц — не может,
конечно, быть и речи о глубоком, полном чтении. Часто к этому
...
Читать дальше »
|
Такая привычка вредна уже потому, что
ослабляет волю: одно из качеств сильного человека — всё, за что
берешься, доводить до конца. Но иногда, конечно, неизбежно требуется
нарушить это правило. Если взялся за книгу, в которой ничего не можешь
понять, то не будет мудро одолевать её, ничего не понимая. Обыкновенно
предварительное просматривание книг, незнакомых нам, предохраняет от
необходимости, начав читать полным чтением, бросить книгу на половине.
Чтение для самообразования, при правильном выборе книг, не допускает
подобных нарушений чтения. Словом, отдельные случаи отступления от
правила: не бросать книг, не дочитав, — возможны. Но привычка к этому — безусловно вредна. А у некоторых она
...
Читать дальше »
|
Общие указания о том, что читать для самообразования
Что читать в частности — должны указать
специалисты, это не входит в мою задачу. Но нельзя не дать на этот счёт
нескольких общих советов.
А. Не читать слишком много, т. е. когда
количество чтения начинает отзываться на качестве, следует предпочесть
последнее, т. е. сократить число читаемых книг.
Б. Читать, поскольку позволяют обстоятельства,
...
Читать дальше »
|
Чтение произведений искусства
Оно требует, — по крайней мере в первый раз, — пассивного
чтения. Лишь вслед за этим следует чтение с проработкой. Если вы, читая
стихотворение, в то же время анализируете его — это будет очень умное,
может быть, препровождение времени, но не восприятие произведения
искусства. Надо вспомнить, повторяю, как мы читаем любимые стихи
любимого поэта. Мы отдаёмся им, мы переживаем, мы впиваем их. Как только
начался анализ — началась совершенно иная деятельность, конечно не
только полезная, но и необходимая. Но разбор на части, критика,
выясне
...
Читать дальше »
|
Критику на читаемое произведение искусства
(если оно читается с целью самообразования) не следует брать в руки
раньше прочтения самой книги. Это ослабляет, иногда убивает
самодеятельность, заставляя невольно смотреть на книгу через чужие очки.
Только прочитав книгу, проработав ее своими силами, произведя лично
посильный ее анализ и оценку, мы можем с пользой прочесть хорошую
критику её. Тогда мы увидим, что в критике согласно с нашими выводами,
что не согласно, сознаем свои ошибки; сравним свой подход к книге с
подходом критики; получим наглядный урок искусства критики.
...
Читать дальше »
|
Есть два основных пути к проработке книги.
Один путь — тот, которым чаще всего идут в школе: прямо начать чтение и
проработку с первой страницы и затем двигаться постепенно, по частям,
«по урокам» далее. Нередко при этом особенно и не заботятся объединять
новое со старым, уже прочитанным, и в конце курса выявить общую, единую и
цельную схему всей книги.
Одна из основных задач чтения с
проработкой при самообразовании именно в том, чтобы по прочтении книги
иметь отчётливое представление о содержании всей книги в целом:
отчётливо выявить её главную мысль, отчётливо выделить общую схему её
содержания, главн
...
Читать дальше »
|
Обзор содержания книги
Для того, чтобы предварительно получить общее впечатление от книги, познакомиться с нею в общем виде, необходим обзор её содержания.
Для этого надо узнать тему её; задачи, которые ставит себе автор; его
точку зрения на предмет; план или схему содержания книги; основные мысли
её, основные факты, приведённые в ней, и т. п.
Делается этот обзор следующим образом.
Т
...
Читать дальше »
|
Просмотр книгиВнимательно ознакомиться с предисловием,
оглавлением, введением и заключением книги, при некотором опыте
достаточно, чтобы получить общее впечатление о её содержании, составить
представление о её плане, задачах, главной мысли. Чем больше читатель знаком с тoй областью науки, к которой относится книга, тем больше даёт ему такой предварительный обзор её.
Когда приходится иметь дело с множеством книг и все их невозможно
прочитать, — знакомство с некоторыми из них поневоле приходится и
ограничивать таким обзором. Если мы знакомим
...
Читать дальше »
|
Понять книгу часто вовсе не так легко, как кажется. Тут опаснее всего «иллюзия понимания»:
кажется, что понял, а на деле — понял, да не совсем, или понял, да
неправильно. Пришлось объяснять другому — и запутался. Или начал
когда-нибудь перечитывать — и вдруг «озарение»: «Так вот что это значит!
Как же я прежде читал и не понимал? А казалось, что понимаю». Такие
«казусы», вероятно, случались со всяким. Если чувствуешь, что не
понимаешь, — есть надежда, что, потрудившись, поймёшь. А если кажется,
что понял, а на самом деле этого нет, — тут ошибка может так и остаться.
Первое условие понимания к
...
Читать дальше »
|
Содержание прочитанной книги должно
произвести известную работу в нашей психике, в нашем уме. Если мы просто
запомним его, как, например, бывает при «зазубривании», и оно останется
в уме, словно масло на воде, не смешиваясь с тем, что уже у нас
имеется, — то это мёртвый капитал, лишнее загромождение памяти. То, что
мы вычитали в книге, должно как-то связаться с имевшимися уже у нас
мыслями, сведениями, эмоциями и т. п., войти в систему их, или изменить их.
В этом и состоит его работа; это и есть «отработка» содержания книги. И
чем глубже устанавливается связь между прочитанным и имевшимся раньше у
нас, чем больше и глубже дополнения и изменения, вносимые прочитанным,
тем лучше и глубже об
...
Читать дальше »
|
Содержание книги — её мысли, сведения и т.
п. — может только тогда «отработать» в нашем уме, когда вступит и связь с
теми мыслями и сведениями, которые уже имеются у нас. Мы уже говорили,
что сама «работа» книги именно и состоит в дополнении или изменении
наших мыслей и сведений. Если предмет, о котором говорится в читаемом,
хоть немного знаком нам, мы можем сопоставлять мысли и сведения книги с
нашими и сравнивать, оценивать, исправлять свои ошибки, находить
недостатки в чужих мыслях, приходить к новым выводам и т. д. Вся эта
сложная работа и составляет «продумывание» содержания книги. Чем
больше наших собственных мыслей, знаний, эмоций вовлекается в эту
работу, тем больше
...
Читать дальше »
|
При чтении для самообразования выбираются
насколько возможно только лучшие, выдающиеся произведения, работы
выдающихся по уму и учёности людей. Возникает вопрос у некоторых: как же
критиковать такую книгу, когда я только ещё учусь?
Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Иногда бывает, что потом сам над ней посмеёшься: но кое-что может оказаться и правильным. Это — критика для развития нашей мысли, для определения взглядов, для того, чтобы научиться критике.
Мы с самого начала имеем право сомневаться, находить противоречия,
находить ошибки, быть несогласными. Мы должны, чуть
...
Читать дальше »
|
Ознакомившись предварительно с книгой и
получив общее представление о ней, мы можем приступить к самому чтению
её. Здесь большинству читателей принесёт пользу тот принцип, о котором
мы говорили уже: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Очень полезно, принимаясь за проработку главы, предварительно пробежать
её, ознакомиться с общим содержанием. Затем надо выделить главные темы
её и прорабатывать каждую по очереди. В конце главы постараться дать
себе ясный и точный отчёт в её содержании, — в основных мыслях, в связи между
ними, в плане главы. Большую и необходимую при самообразовании помощь
окажет здесь конспект, о составлении которого мы будем подробнее
говорит
...
Читать дальше »
|
Усвоение параграфаПервое условие — отчётливо понять его.
Отчетливо понять — значит уметь точно и ясно определить его тему и
кратко изложить ответ на неё. Этот «самоэкзамен» — лучшее средство
самоконтроля при чтении. Если мы не умеем дать себе точного и сжатого
ответа, значит — что-то неладно: плохо вникли, плохо поняли. Нужно
попробовать снова. Бывают случаи, что параграфа, несмотря на все усилия,
понять нельзя. Тут или вина автора или следствие недостатка у нас
нужных сведений. В таких случаях лучше всего отметить тему параграфа и
страницу на особом листке и читать далее. При дальнейше
...
Читать дальше »
|
Повторим кратко, что необходимо для того, чтобы вполне овладеть книгою, как единым целым. Для этого нужно:
а) постараться в самых кратких словах, точно, по возможности письменно, сформулировать главную мысль
или сущность, основное содержание её. Затем очень полезно искать случая
передать её содержание кому-нибудь — в виде ли реферата или в виде
простой беседы о книге. Нередко спросишь кого-нибудь: «Вы читали
такую-то книгу?» — «Читал, как же.» — «А я не мог прочесть. В чём же
суть книги? Что говорит автор?» Собеседник иногда смущается. В самом
деле, в чём же сущность книги? Он об этом и не подумал! Скажет,
...
Читать дальше »
|
Такое чтение — дело действительно трудное, особенно в первое время, долгое. Но зато и плоды оно приносит чрезвычайно ценные.
Прежде всего книга не только удивительно
запоминается; она «отработана»: она в полном смысле слова усваивается.
Содержание становится нашим, поскольку мы согласились с ним,
входит в плоть и кровь мышления. Тысячью связей неразрывно соединилось
оно с нашей личностью, стало частью нашей личности, поэтому, сознательно
или бессознательно, прямо или косвенно, не может не отразиться и на
нашей деятельности. То, что вы отвергли, тоже принесло мало заметную,
может быть, но иногда
...
Читать дальше »
|
После прочтения таким образом (с
проработкой) одной книги очень важно и полезно прочитать, если есть,
книгу на ту же тему, но противоположного направления. При этом можно
читать её, в общем, без особой проработки. Но те места, которые именно
противоположны прочитанной книге или содержат критику её взглядов, нужно
читать с полной проработкой. Проработка эта, естественно,
сопровождается здесь другой важной и часто крайне интересной работой:
постоянным сопоставлением взглядов обоих авторов, выяснением различий,
оценкой сравнительной силы доводов в пользу того и другого, взвешиванием
возражений и т. д. Нередко окажется при этом, что мы, за недостатком
нужных знаний и по тому подобным причинам, не мо
...
Читать дальше »
|
Оно полезно, если не нарушает самодеятельности участников, главным образом когда каждый участник предварительно сам проработал вопрос или книгу так, как было указано выше. При иной постановке коллективное чтение может не принести должной пользы…
Несомненно одно: взаимообщение будит
мысль, соревнование, знакомит с новыми, часто неожиданными точками
зрения, поддерживает интерес к разным вопросам науки, искусства и жизни.
В этом отношении кружок незаменим. Но к чему приведет всё это —
обратится ли кружок в действительное средство настоящего
самообразования или
...
Читать дальше »
|
Перечитывание играет немалую роль в
самообразовании. Как бы тщательно и умело ни проработал книгу при чтении
читатель, но, обращая внимание на одни стороны, на одни мысли, он не
заметил других, тоже часто важных. При повторном же чтении первые пункты
уже будут знакомы, на них сила внимания не будет требоваться в прежней
степени, и потому мы увидим в книге и новое и удивимся иногда, как
прежде этого не заметили. Поэтому для глубокого изучения книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.
При этом надо помнить, что читать книгу приятно; перечитывать иногда
ещё приятнее. Великие произведения искусства, важнейшие труды по нашей
специальности должны быть нашими частыми собеседниками. Попробуй
...
Читать дальше »
|
Подчёркивается в книге мысль, которая нам кажется заслуживающей особого внимания, особо интересной или важной. Отчёркивание
на полях книги служит той же самой цели. Этим предложение выделяется из
прочего текста и при пересмотре книги его легче найти. Но подчёркивание
может иметь ещё и другой смысл. Те, кто привык «пробегать» книги,
пользуются им изредка, как средством, чтобы замедлить своё чтение и тем
получить возможность глубже схватить мысль. Карандаш медленно
подчёркивает, а глаза в это время читают подчёркиваемое тоже, поневоле,
медленно. У таких читателей иногда подчёркнуты все почти строчки. Этот
способ, конечно, лучше не применять без крайней необходимости. Г
...
Читать дальше »
|
|