В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» H.A. Некрасов
пишет о социальном расслоении общества. «Парадный подъезд» в нем выступает как
символ государства.
Стихотворение
H.A. Некрасова «Железная дорога» наглядно и убедительно показывает, как каторжная
работа строителей дороги воплотилась в новейшее экономическое чудо — железную дорогу
между Петербургом и Москвой.
Борьба против произвола сильных мира сего — центральная тема
поэзии H.A. Некрасова, в которой доминируют гражданственные мотивы. Наиболее развернутое
и весомое в этом отношении стихотворение — «Элегия».
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» H.A. Некрасова
посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века — судьбе русской
женщины. По жанру это баллада.
В центре стихотворения H.A. Некрасова «Огородник» проблема
«любовь и социальное неравенство». Оно начинается как поэтическая история о любви
молодого огородника и дворянской дочери.
«Тройка» — наиболее задушевное и поэтическое из них. Не случайно
эти стихи были положены на музыку различными композиторами, а в некоторых поэтических
сборниках они даже публиковались с примечанием: «русская народная песня».
Стихотворение H.A. Некрасова «В дороге» — первое из произведений
о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В.Г. Белинский.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершинное произведение
творчества H.A. Некрасова. Он долго вынашивал замысел этого произведения, четырнадцать
лет работал над текстом поэмы (с 1863 по 1877 год). В критике принято определять
жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея.
Вскоре после крестьянской реформы 1861 года в России наступили "трудные
времена". Начались преследования и аресты. Сослан в Сибирь поэт М. Л.
Михайлов, арестован Д. И. Писарев. Летом 1862 года заключен в
Петропавловскую крепость Чернышевский.
Первое пореформенное лето Некрасов провел, как обычно, в Грешневе, в
кругу своих приятелей, ярославских и костромских крестьян. Осенью он
вернулся в Петербург с целым "ворохом стихов". Его друзей интересовали
настроения пореформенной деревни: к чему приведет недовольство народа
грабительской реформой, есть ли надежда на революционный взрыв?
В "Последыше" мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы
"камедь" подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись
посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ
тех полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками
и крестьянами после реформы 1861.
"Крестьянка" подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения.
Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а
управитель при смерти".
Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека
намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают
подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн
хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в
эпопее.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - произведение огромного масштаба. Ее с
полным основанием можно назвать "энциклопедией крестьянской жизни". Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении
крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же
бесправным и угнетенным.
Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Задумав создать книгу о народе и для народа, Некрасов подчиняет этой
цели весь художественный строй произведения.
Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой
падшей женщине, предупреждая во многом картины и образы Достоевского.
Очень тонко это сделано в стихотворении "Еду ли ночью по улице темной...",
после которого Н. Г. Чернышевский заявил, что Россия приобретает
великого поэта.
Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства,
роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих
лирических произведениях поэта не раз обращается к теме
назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.
Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это
жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении
описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском
доме, но была выдана замуж за простого мужика.
Пушкин сказал в своем «Пророке» о нравственном долге поэта, борца за
правду. «Пророк» Лермонтова — художественное обобщение скорбной участи
глашатая правды, обладающего всеведением, в эпоху реакции. В VII главе
«Мертвых душ» Гоголь поведал о разной судьбе двух писателей.
Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой
жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которую
бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике.
Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой
иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и
страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так
горько говорит автор о своем народе.
Николай Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем
творчестве он сумел отразить все оттенки русской жизни, выделил ее
"темные стороны” во всей их драматичности и незаурядности. Некрасов не
только "заземлил поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу”.
«Тройка» - первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской
«доли» и первый эскиз народного женского образа. Это произведение стало
русской песней, вошло в фольклор, что свидетельствует о его глубокой
народности.
Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью
отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в
частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных
русской женщине, сестре, матери.