Разделы авторской песни — это ее части, внутренне единые по способу
восприятия и выражения явлений жизни. Выражать знание о явлениях можно
двумя способами: передачей смысла явлений и передачей переживания,
связанного с этими явлениями.
Направления авторской песни выражают знание сути явлений и ее
переживание в русле определенных видов деятельности, где люди так или
иначе предстают перед большим, чем личная жизнь, перед вечными
ценностями, совершая свой выбор перед их лицом.
Дорожно-туристское направление авторской песни выражает предстояние
человека в дороге перед вечной красотой и гармонией природы,
возвышающей, облагораживающей человека, предстояние перед трудностями
дорог, предстояние перед вечными ценностями в дороге...
Военное
направление авторской песни выражает предстояние человека в условиях
войны перед лицом неизвестности, жизни и смерти, перед вечными
ценностями; жизненный выбор человека перед их лицом, сохранение и
утверждение в себе человеческого облика; сохранение и укрепление
внутреннего единства со своей Родиной, народом.
Фестивали авторской песни (первоначально слеты самодеятельной и
туристской песни) — вторая форма жизни движения авторской песни,
выросшая из организованных встреч авторов, исполнителей, любителей
авторской песни, живущих в разных местах, достаточно сильно отдаленных
друг от друга.
Открыв предстояние перед вечными духовно-нравственными ценностями,
его возвышающее, облагораживающее действие, люди стали искать
продолжения этого предстояния в жизни. Они стремились сохранить и
развить умение выражать это предстояние в песнях и стихах.
За шестидесятые — семидесятые годы были найдены, определились
основные направления авторской песни, формы ее жизни и соответствующие
ей формы песен. В каждом из направлений были открыты и закреплены его
основные духовно-нравственные ценности.
В восьмидесятые годы кризис в авторской песне развивается полным
ходом. Правда во второй половине восьмидесятых годов авторская песня
переживает всплеск, связанный с объявлением государственной перестройки и
гласности. Но этот всплеск скорее внешний, чем внутренний.
В 90-е годы ХХ века с исчезновением тоталитарного государства кризис
авторской песни переходит в упадок. Академические бессодержательники
получают большое признание на фестивалях. Именно их культивируют
организаторы многих больших (региональных и межрегиональных) фестивалей.
Сейчас, когда упадок авторской песни состоялся, совершенно ясно
встает необходимость отделения людей, оставшихся верными
духовно-нравственным основам авторской песни, от остальной нравственно
опустившейся деградирующей массы.
Так сложилось, что авторов, исполняющих свои песни, в авторской песне
стали называть бардами. Явилось это результатом того, что последователи
авторской песни, пытаясь осмыслить ее суть, искали исторические аналоги
своего движения, в том числе среди средневековых бардов, менестрелей,
миннезингеров.
Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор
являются основными авторами начала авторской песни по наибольшему
количеству песен, написанных на высоком уровне идеи, ее раскрытия в
песне, высоком уровне выражения идеи в слове.
Установить точное название для нового уровня развития песенной поэзии
духовно-нравственного направления необходимо чтобы сберечь силы для
созидательной творческой работы и избежать долгих и напрасных споров о
том, что такое авторская песня и кто имеет право к ней относиться.
Двумя основными формами жизни песенной поэзии восхождения являются
творческие мастерские и слеты развития. В творческих мастерских
происходит постоянная работа совершенствования участников мастерской в
человеческом и песенно-поэтическом направлении.
Необходимость постоянной углубленной работы над поэтическим текстом
песни вытекает из устремления авторов песенной поэзии восхождения к
восхождению в человеческом и песенно-поэтическом направлении.
Сначала нам придется рассмотреть характерные недостатки работы над
музыкальной частью песни, так как большинство авторов книг об авторской
песне этот вопрос не рассматривает. Затем перейдем к рассмотрению
принципов более глубокой работы над музыкальной частью песни в песенной
поэзии восхождения.
В песенной поэзии восхождения работа над глубоким прожитием песни
служит достижению единства песни и жизни, достижению исполнения песен,
соответствующего песенной поэзии восхождения, а также совершенствованию
мировоззрения человека в процессе восхождения.
Культура (или ее
отсутствие) отражает как внутреннее состояние каждого явления, так и его
связь с остальным миром. Каждое явление мира состоит из ряда частей и
потоков энергии в них и между ними.