|
Главная » Файлы » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! |
|
В категории материалов: 86 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека. |
Что остается от ушедшего времени? Материальные следы –
от глиняных черепков до крепостей и соборов – мало что говорят нам сами
по себе. Их язык понятен лишь специалисту. Оживить прошлое,
по-настоящему рассказать о нем могут лишь историк и писатель. На первый
взгляд, у них разные задачи. |
Ученые утверждают: человек современного физического типа
появился на Земле около сорока тысяч лет назад. История европейской
цивилизации и культуры, наследниками которой мы являемся, примерно в
восемь раз короче: первые государства появились в Египте и Месопотамии в
конце четвертого тысячелетия до нашей эры. |
Уже известный нам Аристотель в «Поэтике» выделил две
основные части трагедии – фабулу и характер (персонажа). Образ человека
определяет структуру художественного произведения классической эпохи
(«романы без героев» попытаются сочинять лишь писатели-модернисты в
двадцатом веке). |
Царь Эдип – один из главных персонажей так называемого
фиванского мифологического цикла, действие которого связано с городом
Фивы. История Эдипа сложна, даже запутана и начинается издалека. |
Главными событиями в богатой драматическими перипетиями жизни Данте Алигьери (1265–1321) стали любовь и изгнание. |
Важной эпохой создания вечных образов, мастерской
культуры стала эпоха Возрождения. Два персонажа, странствия которых по
векам продолжаются, появились одновременно, в самом начале XVII века. |
Дон Жуан (Хуан, Джованни) – что можно понять уже из его
титула, – как и Дон Кихот, родился в Испании и оказался почти ровесником
Рыцаря Печального Образа. (Приставка дон происходит от латинского слова
dominus, господин, и относится к лицам благородного, дворянского
звания). |
Фауст, подобно царю Эдипу или Дон Жуану, родился из
легенд, народных преданий. В XVI веке появилась история о «знаменитом
чародее и чернокнижнике», который «на некий срок подписал договор с
дьяволом», Meфистофелем, вел с ним долгие беседы о том, как сотворен и
устроен ад, как «быть приятным Богу и людям». |
Д. С. Мережковский метафорически называл великих
писателей вечными спутниками. Противостоящий судьбе и мужественно
принимающий на себя вину Эдип, страдающий от разрыва времен мыслитель
Гамлет, деятельный Дон Кихот, мыслящий деятель Фауст, страстный Дон Жуан
стали живыми героями, вечными спутниками человечества. |
«Надобно твердо держаться вот какого положения: время не
поддается такому расследованию, как все остальные свойства предметов…»
Этим словам древнегреческого философа Эпикура более двух тысяч лет. |
Историю нашей страны в больших масштабах можно
представить как возникновение, утверждение и гибель (или трансформацию)
четырех государств: Киевской Руси, Московской Руси (государства
Рюриковичей), императорской России (с царствующим домом Романовых), СССР
(Союза Советских Социалистических Республик). |
«Во второй половине XVII века русский народ явственно
тронулся на новый путь; после многовекового движения на восток он начал
поворачивать на запад», – заметил историк С. М. Соловьев («История
России», т. 14, гл. 2). |
Русская письменность начинается с неразборчивой надписи
на разбитом глиняном сосуде (он был найден под Смоленском только в 1949
году), которая читается то как горухща, то как – как горушна, то как
горунща, а переводится чаще всего как горчица. |
Бурное историческое время, когда Россия во главе с Петром
Великим прорубала окно в Европу, оказалось для литературы тоже
переходным, но спокойным периодом. |
«Рукописи не горят», – веско произносит герой романа
Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и восстанавливает, воскрешает
сожженный автором роман. Этот афоризм не буквален, а символичен. В нем
отразилась мечта художника о неуничтожимости творчества, вера в то, что
написанное, пусть даже неизвестное современникам, все-таки кто-нибудь
когда-нибудь прочтет. |
В древнерусской литературе, как мы помним, не было
вымышленных сюжетов и героев. История – главный предмет ее интереса.
Поэтому летопись – «Повесть временных лет» – и ее разнообразные
продолжения были главным жанром, становым хребтом литературы той эпохи. |
Летописный текст, который мы только что пересказали,
линеен. Летописец последовательно повествует о походе, поражении и
побеге Игоря. Даже внешняя композиция «Слова о полку Игореве» сложнее. |
«Две задачи, две цели наметил себе автор „Слова". Одна из
них – вполне политическая. Тут дано изображение того состояния, в
котором тогда (в XII веке) находилась Киевская Русь, раздробленная,
разрозненная, живущая сепаратными интересами отдельных областей и не
довольно сознающая необходимость объединения, хотя бы перед лицом общего
врага. |
Современники и потомки не скупились на характеристики
Ломоносова. Его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием,
со знаменитым живописцем эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, с Галилеем
и Гёте. |
Ломоносов не только был одним из первых русских поэтов
нового времени. Он (совместно с В. К. Тредиаковским) разработал принципы
силлабо-тонического стихосложения, которые в главных чертах сохранились
и сегодня. |
Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года и
первоначально был Фон-Визеном (или Фон-Визиным). Его предок, ливонский
рыцарь (Ливония – территория современной Прибалтики), вместе с сыном
попал в плен в одном из сражений и стал служить русскому царю Ивану
Грозному. |
В пушкинской «энциклопедии русской жизни» есть два стиха:
«Сатиры смелый властелин, / Блистал Фонвизин, друг свободы» (гл. I,
строфа XVIII). Определения литературной деятельности и общественных
убеждений Фонвизина окольцевали в «Евгении Онегине» его фамилию. |
Рассказ о премьере «Недоросля» обычно сопровождается
репликой, будто бы произнесенной Г. А. Потемкиным: «Умри, Денис, лучше
не напишешь». Однако это крылатое слово – легенда. Во-первых, всесильный
фаворит, екатерининский орел, в это время отсутствовал в Петербурге,
во-вторых, он был откровенным недоброжелателем драматурга. |
«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век», –
ностальгически вспоминает о родителях госпожа Простаков а в беседе со
Стародумом. Но и вся отрицательная четверка «Недоросля» – тоже люди не
нынешнего века. |
Положительный лагерь «Недоросля» численно равен
отрицательному и почти симметричен ему. В этой четверке тоже есть
персонажи, которые характеризуются просто, почти исчерпываются своими
амплуа. |
Жизнь Державина по головокружительным поворотам и высоте взлета напоминает жизнь Ломоносова. |
В литературе, как и в жизни, Державин во многом оказался
продолжателем (и невольным соперником) «российского Пиндара»,
Ломоносова. Он наследовал от Ломоносова оду, главный лирический жанр
русской поэзии XVIII века с ее высокой лексикой, ораторской интонацией,
устоявшейся строфой. |
Историк государства Российского и русский европеец
Николай Михайлович Карамзин был, как и Державин, потомком – в седьмом
поколении – татарского рода. От имени Кара-Мурзы произошла его фамилия.
Он родился в деревне около Симбирска в семье небогатого помещика,
отставного капитана. Его мать умерла очень рано, он сохранил о ней лишь
призрачные воспоминания.
|
Карамзин был противником социальных революций, но в
1790-е годы в «Письмах русского путешественника», повестях и
стихотворениях он совершает революцию литературную.
|
| |