Известный московский собиратель картин,
П. М. Третьяков, очень хотел, чтобы в его галерее были представлены
портреты знаменитых писателей его времени, выполненные кистью русских
художников.
Вопрос о семье, браке и разводе был
вопросом времени. Особенную остроту он получил в критическую эпоху 60-х
годов. Новые веяния в семейной жизни и требования перемен в
законодательстве о браке связывали, и не без оснований, с влиянием на
умы современников так называемой «нигилистической литературы».
Структура «Анны Карениной» во многом
отличается от структуры «Войны и мира», где Толстой высказывал свои
главные мысли в форме пространных публицистических или исторических
«отступлений». В новом романе он стремился к строгой объективности
повествования.
В романе Толстого каждый характер
представляет собой сложный, изменчивый, но внутренне законченный и
цельный мир. И каждый из них раскрывается в сложных и изменчивых
отношениях с другими характерами, не только главными, но и
второстепенными.
Одно из первых, самых ранних определений
сюжета «Анны Карениной» сохранилось в письме С. А. Толстой: «Сюжет
романа — неверная жена и вся драма, происшедшая от этого». В первоначальных набросках круг событий охватывал
замкнутую и относительно небольшую область частной жизни. «Замысел такой
частный, — говорил Толстой.
Своеобразие широкого и свободного романа
заключается в том, что фабула теряет здесь свое организующее влияние на
материал. Сцена на станции железной дороги завершает трагическую
историю Анны Карениной. Отказавшись печатать восьмую часть «Анны
Карениной», Катков уведомил читателей, что «со смертью героини,
собственно, роман кончился».
Есть старинное определение эпического
стиля: «единство в многообразии». И это определение как нельзя лучше
подходит к «Анне Карениной». Первое, что поражает нас в этом романе, —
богатство подробностей, разнообразие «мотивов». Но когда мы вспоминаем
впечатление о романе в целом, оно представляется нам слитным, как
музыка.
Каждая фраза Толстого является
микрокосмом стиля романа в целом. Этим и объясняется значение и смысл
«средств образной речи» — эпитетов, метафор, сравнений, которые при всей
локальности своего бытования всегда соотнесены с целым.