Экзистенциализм – самое широкое,
влиятельное направление в мировой культуре ХХ в. По образному
утверждению, как нельзя пройти по осеннему лесу, чтобы не наступить на
опавшие листья, так и в ХХ в. невозможно не столкнуться с идеями
экзистенциализма.
Он имел право сказать: «Я и Мальро
создали эпоху, эпоху интеллектуализма». Действительно, его
многочисленные труды в области философии, публицистики, критики,
искусства явились осознанием ХХ в., укоренились в эпистеме культуры.
Погиб в автомобильной катастрофе.
Лауреат Нобелевской премии 1957 г., самый молодой лауреат (44 года).
Властитель душ целого поколения – драматург, романист, эссеист, философ,
участник подпольного Сопротивления.
В 1955 г. Камю писал: «По
сравнению с "Посторонним” "Чума” бесспорно знаменует переход от
одинокого бунтарства к признанию сообщества, чью борьбу необходимо
разделить.
В этом романе Камю завершает свою
траекторию размышлений над судьбами индивидуализма в XX в. Роман написан
в своеобразной диалогической форме, когда собеседник представлен лишь в
отражении речевого потока говорящего – изощренность его сродни
знаменитому «Человеческому голосу» Кокто.
Концепция личности как множества ее
ипостасей получает в романе обобщающее, «интегральное» выражение в мифе
об Аполлоне (эпизод из «Алкестиады» в поэтическом повествовании
Катулла): Аполлон был представлен Тирезием Адмету как аноним из пяти
пастухов...
Япония – книжная империя с
многовековой историей. Первые португальские и испанские миссионеры
свидетельствуют, что к середине XVI в., в период Токугавы (1603–1867),
чтение и письмо преподавались в Японии по всей стране более чем в 20
тысячах частных школ...
Ясунари Кавабата – автор повестей
«Танцовщица из Идзу», «Снежная страна», романов «Стон горы», «Старая
столица» (1962). В 1968 г. ему вручена Нобелевская премия «за искусство
воплощения национального духа Японии».
Мисима – писатель широкого
диапазона. В его произведениях нашли блестящее художественное выражение и
традиция, и современность. 40 романов, 18 пьес, десятки сборников
рассказов, эссе создают за 25 лет творческого труда...
Это наиболее читаемый японцами и
не только ими роман Мисимы. Это шедевр его творчества, поражающий
сложностью философско-нравственных идей, скрытых под кажущейся простотой
и занимательностью сюжета. Роман написан на основе реального события.
Большая, серьезная литература
именуется в Японии литературой «перекрестка»: основная дорога
национальной специфики вбирает, скрещиваясь, многие иноземные явления.
«Высоколобность» ярко представлена в творчестве Кобо Абэ, Киндзабуро Оэ.
«Я один из писателей, стремящихся
создать серьезные литературные произведения, противостоящие тем романам,
которые всего лишь удовлетворяют запросам потребителей культуры…» (из
нобелевской речи).
Им написано немного. Но роман «Над
пропастью во ржи» (1951), книга «Девять рассказов» (1953), повести из
цикла о семействе Гласов: «Выше стропила, плотники», «Френии», «Зуи»,
«Симор: введение», «Хэпворт 16. 1924» и другие по сей день являются
эталонами мастерства.
«Новый» роман на Олимпе
историко-литературного процесса оказался во второй половине 50-х –
начале 60-х годов XX в., и за долгое время пропаганды своих
художественно-эстетических устремлений, если считать началом «Тропизмы»
(1939), сделанное новороманистами внушительно для развития жанра романа.
Натали Саррот, русская по
происхождению (Наташа Черняк). Во Франции жила с 1907 г. Получила высшее
филологическое и юридическое образование. «Эра подозрения» (1950) – ее
программный художественно-эстетический трактат.
Жизнь свою он подробно описал в
двух томах мемуаров «Романески». Бедная семья. Перед войной окончание
лицея в Париже. Во время немецкой оккупации был отправлен работать на
завод в Германию.
Роман Дж. Барнса «История мира в 10 1/2
главах» (1989) представляет несомненный интерес как произведение,
ставшее «классикой» постмодернизма. Выполненный с мастерством, он обрел
мировую славу. У нас он появился в 1994 г. в переводе В. Бабкова.
Латиноамериканская литература долгое время
существовала для европейского сознания как региональная литература с
набором сугубо «почвеннических» проблем. «Единственным в своем роде» был
в поэзии Пабло Неруда с его эпической «Всеобщей песнью» (1949).
Творчество его многосложно. В
первый период (с 1947 по 1965 г.) он автор трех повестей: «Палая
листва», «Полковнику никто не пишет», «Недобрый час» и сборника
рассказов «Похороны большой мамы», о которых он сам отзывается как о
«статичных реалистических» произведениях.
Это вершина его творчества. В
многочисленных интервью он стремится искренне разъяснить свои творческие
интенции. Его главное утверждение – это реалистический роман.
«Сто
лет одиночества» на уровне жанра – тотальный, синтетический роман.
Исследователи отмечают в нем конструкты жанра семейной хроники (шесть
поколений семьи Буэндиа), что позволяет делать сопоставления с «Сагой о
Форсайтах» Голсуорси, «Будденброками» Т. Манна, циклом «Ругон-Маккары»
Золя.
Художественная структура романа
Маркеса универсальна. Попытаемся выделить общий для латиноамериканской
литературы интерес к барочной структуре с ее повсеместным ощущением
божественной троицы.
Его место в мировой литературе
неоспоримо по своей громадной значительности. Но найти его «на
литературной карте, по определению Пола де Мэна, не так легко».
Центральное
понятие в эстетике Борхеса – текст. Оно появилось у него в 1952 г.,
когда семиотика только-только формировалась как наука, представляющая
вселенную как мир знаков.
Особую группу рассказов составляют
мифологические сюжеты из мировой литературы и религиозных источников.
Они многочисленны: «Дом Астерия», «Круги развалин», «Три версии
предательства Иуды», «Евангелие от Марка», «Письмена Бога» и др.
Особую группу представляют
рассказы, выполненные в традиционной реалистической поэтике. Это «Эмма
Цунц», «Гуаякиль», «Ульрика», «Злодейка»; рассказы о гаучо: «Хуан
Муранья», «История Росендо Суареса», «Человек из розового кафе»,
«Биография Тадео Исидора Круса».
Антидрама, театр абсурда, театр
парадокса – широкое явление в мировой культуре – представлено блестящими
мастерами в области драматургии: А. Жарри (Франция), Виткевич (Польша),
Дюрренматт (Германия), Э. Олби, Г. Пинтер (Америка)...
Отрицая весь предшествующий театр, он
стремится создать «чистую драму» – антитематическую, антиидеологическую,
антисоцреалистическую, антифилософскую, антибульварную.