Родник
поэзии есть красота.
Н.В. Гоголь
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…
Может быть, именно в этом и заключается смысл
жизни человека - искать гармонию жизни? Привычная
фраза, не правда ли? Но не надоевшая. Вновь и вновь
мы следуем за мыслью художника, пытаясь вместе с
ним разобраться в тайнах мироздания.
Я подключаюсь к размышлениям Ивана Алексеевича
Бунина о "прекрасном и вечном”. Поэт мастерски
проводит параллель между прошлым и настоящим,
выявляя черты вечности.
Много путей к разгадке идейного содержания
стихотворения, название - только один из них. Ночь
- часть суток от заката до восхода солнца, нет
ничего таинственнее этого времени… За сменою
ночи следует смена веков - так рождается
вечность. Задумываясь о ночи, мы как бы входим в
бесконечность, невольно начиная размышлять об
этом неисчерпаемом пространстве, о Вселенной:
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.
Я обнаружила у Бунина три стихотворения под
названием «Ночь». Самое первое написано в 1895
году, когда одиночество пробуждает в нём
мыслителя, и он с юных лет начинает размышлять о
тайнах жизни и смерти. Второе, о котором идёт речь
в моём сочинении, создано через шесть лет после
первого. В это время Чехов и Горький уже
предсказывали молодому Бунину большое будущее.
"Глубина неба, даль полей говорили мне о чём-то
ином, как бы существующем помимо их, вызывали
мечту и тоску о чём-то мне недостающем, трогали
непонятной любовью и нежностью…” Мотив неба,
пространства и ночи пронизывает и третье,
предсмертное стихотворение поэта.
Поискам сочетаний прекрасного и вечного
помогает соответствующая
пространственно-временная организация стиха: от
настоящего к прошлому и опять к настоящему. Так
человеческая мысль ведёт поиски гармонии,
наблюдая за вечными звёздами, так "мирьяды глаз
следили // Их древний путь”. Созданный в
стихотворении «Ночь» (1901) хронотоп подчёркивает
всё расширяющееся для лирического героя
пространство, в котором теряются поиски
"прекрасного и вечного”.
Ритм стихотворения, написанного пятистопным
ямбом, - сильный, энергичный. В одной из своих
статей В.Г. Белинский сравнил ритм ямбических
строк с равномерно падающими ударами меча.
Знаменитый классический пятистопный ямб с
пиррихием - это пульс стихотворения, это ритм
звёздной вечности.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имён!
Пиррихий позволяет выделить в стихотворении
важные в смысловом отношении слова, когда
ожидается ударение: "сочетанья прекрасного”,
"над сумраком земли”, "в глубине веков”…
Пиррихий как бы поддерживает пропадающие и
неясно выделенные черты бесконечности.
Чередование мужской и женской рифм тоже
поддерживает пульсацию стиха: он то резок и
энергичен (вдали - земли), то мягок и
таинственен (сочетанья - молчанья). Это
логично встраивается в перекрёстную рифму
стихотворения, расширяя и уточняя мысль автора о
соединении в жизни моментов постоянных и
мгновенных.
Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь - и к тихому прибою
Со мной на берег девушка пришла.
Аллитерация, созданная с помощью согласных
"ш”, "ч”, "щ”, рисует картину таинственности и
загадочности Бытия. И вдруг, сквозь ночь -
"столпом стеклянным светит полоса”. Это
сравнение не является единственным в
стихотворении, все они подчёркивают связь
настоящего с прошлым: "как ныне я…”, "как
письмена”. Инверсия вносит в текст
завораживающую интонацию, она позволила
выделить ставшие рефреном строки:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…
То, что в стихотворении метафора "зеркало
воды” находится в самом центре стиха,
представляется мне очень символичным. Это символ
вечности, отражающейся в настоящем, это
мироздание, глядящее в себя.
Лексический строй стихотворения «Ночь»
сопряжён с авторской мыслью загадочности
существования. Песок пустыни - это не только
зыбкая почва под ногами лирического героя, но и
растворяющиеся черты былого. Всё непостоянно и
вечно одновременно, всё исчезает, "как след
среди песков”. Вглядываясь в "глубину веков”,
лирический герой видит силуэты прошлого:
"письмена”, "прибрежья, где бродили
тавро-скифы”…
Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жён,
Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!
Глаголы настоящего времени, преобладающие в
первой части стихотворения ("ищу”, "мерцают”,
"озаряет”, "светит”, "связует”), приближают
прошлое к реальности, дают возможность
лирическому герою прикоснуться к вечности и
ощутить себя её частью. А воспоминания
промелькнули - и исчезли, "как сон”. И пусть
живёт он "мечтою бесполезной, туманной и
обманчивой мечтой”. Всё же он, герой, лелеет свою
мечту и любит её за "счастие слиянья // В одной
любви с любовью всех времён!”
Любовь - это именно то, что является, по мнению
Бунина, сочетанием "прекрасного и вечного”.
Только она способна соединять души и сердца
людей, "нежных и любивших”. Это она,
властительница ночи, достойна вечного
поклонения. |