Пятница, 29.03.2024, 04:52


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПОЭТЫ ХХ ВЕКА

Анализ стихотворения Андрея Вознесенского "E.W."

Андрей Вознесенский

E.W.

Как заклинание псалма,
безумец, по полю несясь,
твердил он подпись из письма:
"Wobulimans” — "Вобюлиманс”.

"Родной! Прошло осьмнадцать лет,
у нашей дочери — роман.
Сожги мой почерк и пакет.
С нами любовь! Вобюлиманс.
P.S. Не удался пасьянс”.

Мелькнёт трефовый силуэт
головки с буклями с боков.
И промахнётся пистолет.
Вобюлиманс — С нами любовь.

Но жизнь идёт наоборот.
Мигает с плахи Емельян.
И всё Россия не поймёт:
С нами любовь — Вобюлиманс.

Вот такое стихотворение Вознесенского (с авторской сноской) попалось мне как-то на глаза, когда я изучала со школьниками биографию Пушкина. И я решила с ним поработать.

На первый взгляд, это стихотворение можно отнести к любовной лирике, так как речь в нём идёт о знаменитом "сожжённом письме” Е.К. Воронцовой А.С. Пушкину. Однако в стихотворении оказываются смешаны разные времена, образы разных эпох, которые не сразу складываются в нечто целое. Через характерные для творчества А.Вознесенского энергичные интонации и ритмы, неожиданную образность и звукопись прослеживается разорванность сознания человека ХХ века. Поэт предлагает читателям, своим современникам, поломать голову над стихотворением-загадкой, которое зашифровано так же, как и инициалы той, которая писала письмо. И мы попытаемся расшифровать его, прочитать и объяснить тайные знаки.

Сюжет стихотворения метафоричный, многослойный, и в каждом эпизоде — своя история со своими героями.

В первых двух строфах моделируется конкретная ситуация, в третьей высказывается предположение возможного и желательного развития событий, в последнем четверостишии описывается и то, что происходит на самом деле, и то, что, к сожалению, повторяется из поколения в поколение. "Но жизнь идёт наоборот…” — с горечью констатирует поэт.

Главный герой стихотворения, несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, но в тексте его имя не упоминается. "Он” играет разные роли: это получатель письма, участник дуэли, русский поэт, создатель романа о восстании Пугачёва. Это и выразитель дум своего поколения, поэт, который пробуждал "чувства добрые”, любовь и милосердие. Вознесенского интересуют прежде всего общечеловеческие ценности. Именно тема милосердия, на наш взгляд, является главной в этом стихо-творении, которое раскрывает жизнь человеческой души, её переживания и радости, "память сердца” — на историческом фоне.

Небольшое стихотворение заполнено и другими "лицами”: это автор письма, дочь, Емельян, "трефовый силуэт”… Последний образ (вызывающий в сознании ещё один карточный образ — Пиковую Даму) вводит в стихотворение мотив рока, предопределённости судьбы: "Не удался пасьянс”. Обратим внимание и на метонимичные образы: пистолет ("И промахнётся пистолет”), почерк ("Сожги мой почерк…”), за которыми тоже стоят герои, люди со всей сложностью их взаимоотношений.

Кажется странным, что в стихотворении упоминается только одно имя — Емельян. Конечно, речь идёт о Пугачёве, одном из самых ярких пушкинских героев, но как сочетается имя этого разбойника, предводителя крестьянского восстания, героя романа «Капитанская дочка», с содержанием стихотворения? "Мигает с плахи Емельян” — это не только реминисценция из финала пушкинского романа, но и напоминание соотечественникам о тупиковом пути России, если она выберет "бунт бессмысленный и беспощадный”. Но эта же сцена напомнит и о проявлении взаимного милосердия и великодушия Гринёва и Пугачёва. Любому беззаконию, кровавому кошмару всегда можно противопоставить любовь, сострадание, благородство. Именно это помогло Петруше Гринёву выйти с честью из тяжёлых жизненных испытаний.

В стихотворении есть ещё одно имя собственное — Россия. Судьба одного человека переплетается с судьбой его родины, и речь идёт не только о самом Пушкине, но и об авторе стихотворения — Андрее Вознесенском. Вспоминаются строки из его поэмы «Лонжюмо»:

Россия, я твой капиллярный
сосудик.
Мне больно, когда тебе
больно, Россия.

Так в стихотворении перекликаются и соединяются эпохи. Смешение времён отражает и эклектизм лексики: наряду с нейтральной — устаревшая лексика (осьмнадцать, букли, плаха), передающая колорит эпохи.

В стихотворении «E.W.» несколько образов-символов. Прежде всего это характерный для творчества Пушкина образ дороги ("…по полю несясь”), появляющийся уже в первой строфе. Этот же символ пути встречается и во многих произведениях А.Вознесенского, так что можно говорить о перекличке традиционных образов. Какую роль он играет в данном стихотворении? Дорога, путь — это символ выбора, стоящего как перед любым человеком, так и перед страной. В последней строфе этот же образ видоизменяется: "Но жизнь идёт наоборот”. Это потеря ориентиров, выбор неверного пути. Время пошло вспять! А в будущем снова и снова "Россия не поймёт…”

Об этом же, на наш взгляд, и слово "Wobulimans”, вначале совершенно непонятное, зашифрованное, которое должно быть ясно только автору и адресату письма. Но поэт недолго держит читателя в заблуждении, переворачивая и переводя это тайное слово: "С нами любовь!” Стихотворение тем не менее заканчивается перевёрнутой фразой: поэт говорит о том, что всё в этом мире несовершенно, перевёрнуто, "жизнь идёт наоборот”, мы никак не хотим учиться на ошибках прошлого, и поэтому вместо "С нами любовь!” — "Вобюлиманс”.

Лексическая доминанта текста — слово "любовь” — одно из наиболее значимых в лирике Пушкина и Вознесенского. В этом стихотворении оно не только передаёт искренность, глубину чувств и переживаний, но и отражает философию жизни и бытия. Слова "Wobulimans — Вобюлиманс — С нами любовь!”, повторяясь несколько раз, звучат как молитва, как заклинание.

Композиционно стихотворение жёстко организовано именно этим рефреном, что, однако, не создаёт гармонии: всё рассыпается, раскалывается. Это передано и через неточную рифму: поймёт — наоборот, Емельян — Вобюлиманс.

Известно, что лирика Вознесенского всегда тяготела к акцентному, тоническому стиху Маяковского. В этом же стихотворении поэт обращается к характерному для Пушкина четырехстопному ямбу, тем самым устанавливая связь поэтических времён и традиций.

Итак, стихотворение «E.W.» многопланово: в нём звучат интимные, философские и гражданские мотивы. Личная трагедия "вписывается” в трагедию эпохи, заставляет задуматься о многомерности и многообразии жизни.

Категория: ПОЭТЫ ХХ ВЕКА | Добавил: admin (29.05.2013)
Просмотров: 6171 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0