Андрей Вознесенский
E.W.
Как заклинание псалма,
безумец, по полю несясь,
твердил он подпись из письма:
"Wobulimans” — "Вобюлиманс”.
"Родной! Прошло осьмнадцать лет,
у нашей дочери — роман.
Сожги мой почерк и пакет.
С нами любовь! Вобюлиманс.
P.S. Не удался пасьянс”.
Мелькнёт трефовый силуэт
головки с буклями с боков.
И промахнётся пистолет.
Вобюлиманс — С нами любовь.
Но жизнь идёт наоборот.
Мигает с плахи Емельян.
И всё Россия не поймёт:
С нами любовь — Вобюлиманс.
Вот такое стихотворение Вознесенского (с
авторской сноской) попалось мне как-то на глаза, когда я изучала со
школьниками биографию Пушкина. И я решила с ним поработать.
На первый взгляд, это стихотворение можно отнести к любовной лирике,
так как речь в нём идёт о знаменитом "сожжённом письме” Е.К. Воронцовой
А.С. Пушкину. Однако в стихотворении оказываются смешаны разные
времена, образы разных эпох, которые не сразу складываются в нечто
целое. Через характерные для творчества А.Вознесенского энергичные
интонации и ритмы, неожиданную образность и звукопись прослеживается
разорванность сознания человека ХХ века. Поэт предлагает читателям,
своим современникам, поломать голову над стихотворением-загадкой,
которое зашифровано так же, как и инициалы той, которая писала письмо. И
мы попытаемся расшифровать его, прочитать и объяснить тайные знаки.
Сюжет стихотворения метафоричный, многослойный, и в каждом эпизоде — своя история со своими героями.
В первых двух строфах моделируется конкретная ситуация, в третьей
высказывается предположение возможного и желательного развития событий, в
последнем четверостишии описывается и то, что происходит на самом деле,
и то, что, к сожалению, повторяется из поколения в поколение. "Но жизнь
идёт наоборот…” — с горечью констатирует поэт.
Главный герой стихотворения, несомненно, Александр Сергеевич Пушкин,
но в тексте его имя не упоминается. "Он” играет разные роли: это
получатель письма, участник дуэли, русский поэт, создатель романа о
восстании Пугачёва. Это и выразитель дум своего поколения, поэт, который
пробуждал "чувства добрые”, любовь и милосердие. Вознесенского
интересуют прежде всего общечеловеческие ценности. Именно тема
милосердия, на наш взгляд, является главной в этом стихо-творении,
которое раскрывает жизнь человеческой души, её переживания и радости,
"память сердца” — на историческом фоне.
Небольшое стихотворение заполнено и другими "лицами”: это автор
письма, дочь, Емельян, "трефовый силуэт”… Последний образ (вызывающий в
сознании ещё один карточный образ — Пиковую Даму) вводит в стихотворение
мотив рока, предопределённости судьбы: "Не удался пасьянс”. Обратим
внимание и на метонимичные образы: пистолет ("И промахнётся пистолет”),
почерк ("Сожги мой почерк…”), за которыми тоже стоят герои, люди со всей
сложностью их взаимоотношений.
Кажется странным, что в стихотворении упоминается только одно имя —
Емельян. Конечно, речь идёт о Пугачёве, одном из самых ярких пушкинских
героев, но как сочетается имя этого разбойника, предводителя
крестьянского восстания, героя романа «Капитанская дочка», с содержанием
стихотворения? "Мигает с плахи Емельян” — это не только реминисценция
из финала пушкинского романа, но и напоминание соотечественникам о
тупиковом пути России, если она выберет "бунт бессмысленный и
беспощадный”. Но эта же сцена напомнит и о проявлении взаимного
милосердия и великодушия Гринёва и Пугачёва. Любому беззаконию,
кровавому кошмару всегда можно противопоставить любовь, сострадание,
благородство. Именно это помогло Петруше Гринёву выйти с честью из
тяжёлых жизненных испытаний.
В стихотворении есть ещё одно имя собственное — Россия. Судьба одного
человека переплетается с судьбой его родины, и речь идёт не только о
самом Пушкине, но и об авторе стихотворения — Андрее Вознесенском.
Вспоминаются строки из его поэмы «Лонжюмо»:
Россия, я твой капиллярный
сосудик.
Мне больно, когда тебе
больно, Россия.
Так в стихотворении перекликаются и соединяются эпохи. Смешение
времён отражает и эклектизм лексики: наряду с нейтральной — устаревшая
лексика (осьмнадцать, букли, плаха), передающая колорит эпохи.
В стихотворении «E.W.» несколько образов-символов. Прежде всего это характерный для творчества Пушкина образ дороги ("…по полю несясь”),
появляющийся уже в первой строфе. Этот же символ пути встречается и во
многих произведениях А.Вознесенского, так что можно говорить о
перекличке традиционных образов. Какую роль он играет в данном
стихотворении? Дорога, путь — это символ выбора, стоящего как перед
любым человеком, так и перед страной. В последней строфе этот же образ
видоизменяется: "Но жизнь идёт наоборот”. Это потеря ориентиров, выбор
неверного пути. Время пошло вспять! А в будущем снова и снова "Россия не
поймёт…”
Об этом же, на наш взгляд, и слово "Wobulimans”, вначале совершенно
непонятное, зашифрованное, которое должно быть ясно только автору и
адресату письма. Но поэт недолго держит читателя в заблуждении,
переворачивая и переводя это тайное слово: "С нами любовь!”
Стихотворение тем не менее заканчивается перевёрнутой фразой: поэт
говорит о том, что всё в этом мире несовершенно, перевёрнуто, "жизнь
идёт наоборот”, мы никак не хотим учиться на ошибках прошлого, и поэтому
вместо "С нами любовь!” — "Вобюлиманс”.
Лексическая доминанта текста — слово "любовь” — одно из наиболее
значимых в лирике Пушкина и Вознесенского. В этом стихотворении оно не
только передаёт искренность, глубину чувств и переживаний, но и отражает
философию жизни и бытия. Слова "Wobulimans — Вобюлиманс — С нами
любовь!”, повторяясь несколько раз, звучат как молитва, как заклинание.
Композиционно стихотворение жёстко организовано именно этим рефреном,
что, однако, не создаёт гармонии: всё рассыпается, раскалывается. Это
передано и через неточную рифму: поймёт — наоборот, Емельян — Вобюлиманс.
Известно, что лирика Вознесенского всегда тяготела к акцентному,
тоническому стиху Маяковского. В этом же стихотворении поэт обращается к
характерному для Пушкина четырехстопному ямбу, тем самым устанавливая
связь поэтических времён и традиций.
Итак, стихотворение «E.W.» многопланово: в нём звучат интимные,
философские и гражданские мотивы. Личная трагедия "вписывается” в
трагедию эпохи, заставляет задуматься о многомерности и многообразии
жизни. |