"Изящный человек, худой,
тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев), "...один
из последних лучей какого-то чудного русского
дня” (Г.Адамович). Таким представляют, так
оценивают Ивана Бунина современники. Этот
русский художник особняком стоял в литературе
своей эпохи. "Я не портной, чтобы прилаживаться к
сезонам”, – писал Бунин Н.Телешову (1900). И тут же:
"Как ни кинь, всё тяжко одиночество...”
Одиночество... А ведь это,
пожалуй, основное состояние лирического героя
И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется
известное стихотворение поэта, датированное 1903
годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной,
написал его поэт летом того года: "Лето было
урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно
имело успех «Одиночество», посвящённое
художнику Нилусу”.
И сразу же встаёт вопрос:
почему столь "осеннее” стихотворение рождается
летом? И вновь обращаемся к мемуарам
В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года):
"Душевного покоя у И.А. не было”; "Он стал
чувствовать своё литературное одиночество”. А
весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший
странствовать (удел всех мятежных и чувствующих
себя одинокими людей), плывёт в Константинополь.
Вот строки из письма И.Бунина старшему брату:
"Сидел долго один, и было на душе не то что
скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не
ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем
и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень
болезненно переживал Бунин.
Необходимо также посмотреть и
на "литературное окружение” стихотворения
«Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов?
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, всё чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
(«Как всё спокойно...», 1902)
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
(«Кондор», 1902)
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине...
(«Проснулся я внезапно, без причины...», 1903)
А название стихотворения
«Запустение» говорит само за себя:
Нам жутко здесь. Мы все в
тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
..............................................
Я изнемог, и мёртвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!
Как видим, состояние
лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько
– впервые.) И всё же отчётливо проступает желание
избавиться от этой удручённости, прорваться в
мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с
самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и
счастья.
(«Запустение»)
Несомненно, оптимистично
звучит стихотворение «Голуби» (1903),
расположенное в сборнике непосредственно перед
«Одиночеством». И тем контрастнее
воспринимается это исполненное глубокого
трагизма лирическое произведение.
Стихотворение обращено к
женщине. Это как бы ненаписанное письмо.
Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а
только высказанное про себя и во многом самому
себе.
О чём этот маленький шедевр?
Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе,
которая пытается прорвать своё одиночество, ибо
сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и
о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле
жизни. Здесь Бунин предельно верен
экзистенциальной теме.
Стихотворение состоит из
четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит
ритмично-однообразно:
И ветер, и дождик, и мгла...
И сразу представляешь,
ощущаешь почти физически это до боли знакомую
осеннюю заунывность. Поражаюсь: как же удалось
поэту так ненавязчиво и быстро погрузить
читателя в атмосферу своего стихотворения?
Конечно, благодаря многосоюзию (и..., и..., и...) и
точно выбранному размеру – амфибрахию.
Огромную роль играют здесь и
ключевые слова "ветер”, "дождь”, "мгла”,
создающие настроение бесприютности. Во второй
строке это ощущение усугубляется "холодной”
метафорой "пустыня воды”. Третья строка,
кажется, звучит трагичнее:
Здесь жизнь до весны умерла...
"Жизнь умерла” – какой
оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается,
временной предел этой смерти: "до весны”. И это
имеет важное значение, не случайно автор
использует повтор. И если в третьей строке "до
весны” "потерялось” где-то в середине, то в
четвёртой строке именно на это слово падает
логическое ударение.
Далее изобразительное начало
уступает место медитативному:
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Итак, герой одинок. Это
одиночество бесприютно ("темно”, "дует”).
Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не
спасает.
Таким образом, определяющее
состояние и героя, и природы – холод,
опустошённость (запустение). Что же здесь
причина, что – следствие? Герой тоскует оттого,
что природа затосковала, или ему тяжело от
чего-то иного, и поэтому мир видится таким
бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где
осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)
В последующих строках мы
легко находим ответ:
Оказывается, вчера тоже был
ненастный день, но он воспринимался по-другому,
потому что "она была” и "казалась женой”. Бунин
дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём
за этими многоточиями – противоположные думы:
первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая
– что теперь будет и как прожить одному?
И опять возникает этот
верхний предел опустошённости, омертвелости –
весна. Почему весна? Быть может, всё просто:
весной можно одному, так как сложно ощущать себя
одиноким среди многоцветья, многоголосья,
солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.
А как же тяжело будет прожить
до весны, если сейчас ещё только осень, а
невозможно прожить даже этот день (сегодня)...
Образ "сегодня” в третьей строфе раздвигается
до бесконечности:
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой...
И вдруг – от туч, от неба, от
бесконечности – к совершенно конкретной земной
детали:
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
Образ следа ушедшей навсегда
женщины раскрывает всю глубину страданий
лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на
этот "тонущий” след. Это страшно, когда и следа
не остаётся. А остаётся только рана на сердце
героя. Оттого и больно ему глядеть в "серую
тьму”. Образ тьмы, как и образ холода,
многозначен: Тотальные тьма и холод! – и
внутри, и снаружи...
Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!”
"Сроднился”. А ведь это
сильнее, чем "люблю”... "Воротись” – не только в
дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое,
чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул:
знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это,
пожалуй, третья антонимичная пара в пределах
этого стихотворения (осень – весна, вчера –
сегодня, родной – чужой). Но в целом
стихотворение не контрастное. Напротив, оно
очень цельное по настроению, по эмоциональному
тону. Только три всплеска-восклицания да три
паузы-умолчания.
Концовка стихотворения
внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда
герой примиряется с действительностью, находит
силы, чтобы продолжать жить:
Что ж! Камин затоплю, буду
пить...
И уж совсем, казалось бы,
прозаичное:
Давайте подумаем: затоплю
камин... Чтобы стало теплей и светлей? А может,
затоплю – заодно с этим вселенским наводнением?
Да ведь герой один в этом холодном доме посреди
пустынного океана. Он не видит земли! Он видит
тьму, мглу и... воду... А дом, усадьба – остров? Или
тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая
связь с прошлым (не случайно это ощущение
родства), и память о ней окажутся спасительными в
юдоли земной?..
Лирическая ситуация
стихотворения традиционна для поэзии Бунина:
во-первых, время года и время дня (осень, вечер),
во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаще,
правда, это соотношение гармонично).
Именно в общении с природой
(часто ночью, когда тихо, не слышно житейских
звуков) лирический герой Бунина постигает Бога,
переживая истинное счастье. (Здесь поэт близок
Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу...», «Когда
волнуется желтеющая нива...») Скорбные мотивы
также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта
неизбежная (экзистенциальная скорбь):
...Как эта скорбь и жажда –
быть вселенной!..
(1916)
...я обречён
Познать тоску всех стран и всех времён.
(1909)
На лирическую ситуацию
стихотворения «Одиночество» можно посмотреть и
с другой стороны: прощание с любимой (правда, без
самой любимой). Как нам кажется, до такого
глубокого трагизма подобная ситуация в лирике
Бунина не доведена нигде. Причина этого,
вероятно, в состоянии самого поэта в 1903 году (об
этом говорилось выше) – стечение обстоятельств,
определённое распутье, которое ощущал поэт,
переживавший личную драму.
Тема любви, отношений между
мужчиной и женщиной, безусловно, значительно
глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в
поздней. А в стихотворении «Одиночество»
завязался узелок этой столь волнующей автора
темы (мысль о том, что земная любовь имеет предел).
Почему же современникам
Бунина так понравилось именно это стихотворение?
Может быть, потому, что это "песня последней
встречи”. А может, современникам Бунина близким
оказалось именно состояние души лирического
героя – это ощущение перепутья (или распутья?), то
смятение, возможно, неясное, которое испытывали
многие в смутное предгрозовое время накануне
страшных потрясений?
ВАРИАНТ 2 Каждое стихотворение,
независимо от того, кем является его создатель,
рисует в нашем воображении картину, которая
помогает нам понять настроение автора, его
душевное состояние. Как известно, наше
настроение зависит от окружающей нас обстановки,
то есть от погоды, времени года, а главное — от
людей, которые любят или ненавидят нас, точнее —
от их отношения к нам. Бывает, что на улице идёт
дождь, вы сидите дома и смотрите, как крупные,
свежие капли воды стекают по стеклу, становится
очень скучно, начинаете вспоминать грустные
моменты своей жизни, и уже ничего не хочется, а
появляется одно желание — куда-нибудь
спрятаться. Но стоит кому-нибудь улыбнуться или
приласкать вас, как вся хмурая пелена спадает с
ваших глаз, и хочется опять жить да радоваться.
Когда мы читаем стихотворения, то они также
превращаются в одну из причин, которая влияет на
наше душевное состояние. Благодаря сочетанию
тридцати трёх букв автор передаёт нам свои
чувства, которые наполняли его в момент создания
своего шедевра, он заражает нас ими (чувствами).
После прочтения стихотворения «Одиночество»
мне стало тоскливо и чего-то неизвестного жаль,
создалось ощущение, что одинок не автор, а я.
Представляется поздняя осень, опустелые сады,
вокруг всё серо, и постоянно идут дожди, то есть
природа грустит вместе с нами. Чувствуется
холодное дыхание осени, и на душе становится
совсем неуютно. Дополняет эту печальную картину
уход любимого человека, она оставила нашего
героя один на один с грустными мыслями и мрачными
днями. Эта женщина была настолько ему близка и
дорога, что "стала казаться женой”. И когда он
был готов связать узами брака свою судьбу с её,
посвятить всего себя только ей, женщине, которая
была для него единственной и неповторимой, она
решила уйти. Он отпускает её, но на сердце у него
тяжело; понимая, что она будет несчастна с ним, он
перебарывает в себе желание сделать всё, чтобы
она осталась, и говорит с грустной нотой в голосе:
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без
жены…
Все его надежды возложены на весну, он надеется,
что в эту пору любви он возродится, как листья на
деревьях, как травка после долгой и суровой зимы.
Он оживёт, и в нём забурлит новая жизнь, как
весёлый, звонкий ручеёк, а пока на дворе осень. И с
ней замирает всё вокруг, всё становится
малоподвижным, погибают прекрасные творения
лета, и только в наших воспоминаниях остаются
красочные цветы, сочные ягоды, яркое солнце, но
это уже в прошлом. Так же и здесь, о любимой
остаются одни воспоминания, наш герой смотрит на
след, который оставила она, он ищет в нём
утешения, но и тот исчезает: "расплылся, налился
водой”. Улетучивается всё, что напоминает о ней,
но светлые чувства всё ещё теплятся у него в
сердце и не дают забыть о прекрасных днях,
прожитых с любимой. От отчаяния он хочет
крикнуть:
Воротись, я сроднился с тобой!
Но, понимая, что стал для неё уже чужим
человеком, останавливается… И чтобы согреть
свою душу, он затапливает камин и решает завести
себе друга, который никогда не предаст и не
бросит его.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить…
|