Новый курс 9 класса предполагает обязательную первую
беседу, в которой учитель рассказывает о программе года и самостоятельной
работе школьников при ее освоении, знакомит их с учебником «Литература. 9
класс»...
На втором уроке приступаем к первой теме года —
«Слову о полку Игореве». Целесообразно начать с краткого обзора, посвященного
характеристике древнерусской литературы, затем идет беседа или повторение
пройденного ранее.
Уроки, посвященные М. в. Ломоносову, начинать
лучше с повторения того, что уже известно школьникам по средним классам и
самостоятельному чтению, так как произведения этого поэта вошли в программу 7
класса, многое было прочитано самостоятельно благодаря хрестоматиям для
внеклассного чтения.
Хорошим материалом для такого рассказа может служить
книга в. И. Федорова «Русская литература XVIII века». Обратите
внимание на основные этапы жизни и творчества писателя, не отягощая память
девятиклассников подробностями, которые понадобятся им позднее.
Важно поощрять самостоятельную «исследовательскую работу»
школьников. Весьма интересным может быть их рассказ о личности А. Н. Радищева,
сказавшего о себе: «Я тот же, что и был и буду весь свой век: / Не скот,
не дерево, не раб, но человек!»
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»
представляется весьма подходящей для такого монографического изучения,
поскольку находится в русле «сквозной», концептуальной темы формирования
молодого человека, истинного гражданина.
Итак, если XVIII век для литературы был освещен двумя
литературными направлениями — классицизмом (М. Ломоносов, г. Державин,
Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев,
Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, в. Жуковский)
готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового
века.
Не все девятиклассники станут
продолжать учебу в 10—11 классах, следовательно, необходимо не просто
познакомить их с рядом пушкинских произведений, а закрепить глубокий интерес к
творчеству классика.
Работа на таком уроке предполагает максимальную
готовность школьников к беседе, рассказу, чтению стихотворений, поэтому
учащиеся заблаговременно перечитывают материалы о лицейских годах Пушкина, его
друзьях, готовятся к пересказам, докладам, распределяют задания внутри групп.
Обратим внимание учащихся на прочитанные ранее
лермонтовские произведения — «Два великана», «Беглец», «Бородино»,
«Мцыри», «Песня про купца Калашникова...» и другие.
Знакомство в 9 классе с «Мертвыми душами» носит обзорный
характер и опирается на предварительное чтение учащимися текста поэмы.
Примерное содержание занятий отражено в образце плана изучения темы. Педагогу важно подчеркнуть некоторые аспекты.
Название повести Тургенева «Первая любовь» подсказывает
учителю содержание вступительного слова: любовь в жизни и творчестве
И. С. Тургенева. Эта повесть — одно из наиболее автобиографичных
произведений писателя
Вступительное слово о драматурге опирается на краткий
очерк жизни и творчества, открывающий главу об Островском в учебнике литературы
для 9 класса. Сообщения учащихся конкретизируют те разделы этого слова, которые
непосредственно относятся к созданию комедии «Бедность не порок».
«Творчество Некрасова принадлежит к тем явлениям
культуры, без которых сегодня нельзя представить развитие русской литературы и
русской общественной жизни.
С произведениями Толстого учащиеся встречались не
раз, поэтому основные вехи жизненного и творческого пути писателя им известны.
Чтение «Детства» и «Отрочества» познакомило школьников с ранним периодом
биографии, с семьей Толстого, с особенностями эпохи.
Произведения А. П. Чехова в средних классах
школы представлены довольно широко. Рассказы «Хирургия», «Пересолил»,
«Лошадиная фамилия», «Хамелеон» пользуются успехом у учеников, но следует
заметить, что все они одного характера — юмористически-сатирического.
Ранняя лирика поэта была связана с символизмом,
мистицизмом, верой в идеальный мир. Такой она осталась и в дальнейшем, но
сущность символизма в творчестве Блока углубилась и наполнилась трагическим
содержанием.
А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье
«Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий
чинный, вполне приличный порядок размечтался о бродягах, ворах... цыганах,
контрабандистах?» Пусть на этот вопрос ответят сами школьники.
Лишь немногие стихотворения из есенинского наследия в
рубрике «Стихотворения о родной природе» вошли в программу средних классов.
Однако все-таки повторить и, может быть, перечитать стихотворения Есенина,
известные девятиклассникам, следует в самом начале урока в процессе
учительского рассказа о жизни и творчестве поэта.
Громкий голос трибуна-оратора, безоговорочно принявшего
революцию, но беспощадно критиковавшего бюрократов, разгильдяев, бездельников.
Каков он, этот поэт? Чем интересен?
Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы
девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах,
воспоминаниях, стихотворениях рассказ учителя скорее приведет учащихся к
пониманию и активному восприятию творчества поэта.