Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко
нервно...» (1914) - одно из оригинальных и непривычных для солидной
публики начала 20 века произведений.
Нетрадиционность и вызов заявлены уже в заглавии стихотворения.
Нелогично и странно сближены и соединены союзом «и» образ предметного
мира и человеческое переживание. Парадоксальность присутствует во всей
поэтической ситуации, в неожиданной развязке истории.
Фантастический, абсурдный и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает в этом стихотворении.
Участниками полилога и необычной истории становятся инструменты
театрального оркестра: скрипка, барабан, геликон, лирический герой,
музыканты.
У каждого есть свой характер и голос, соответствующий звучанию в
оркестре: равнодушный и громкий барабан, которому надоели все
сантименты, «глупая тарелка», «меднорожий, потный» грубиян- геликон и
такие же насмешники, не понимающие страданий одиночества музыканты.
Фонетические партии инструментов очень выразительны: тарелка
вылязгивала: «Что это? Как это?», большая труба - геликон: «дура,
плакса, вытри».
Стихотворение сюжетно, в нем есть свой конфликт, два главных героя,
душевно близких, ранимых и способных на нелогичные поступки. Они
противостоят толпе равнодушных и грубых «других».
Поэт рисует образ скрипки как существа нежного, нервного, по-детски
непосредственного, не получающего понимания у громких и грубых
собратьев. Ее беззащитность и единственность подчеркнуты тем, что только
у нее одной отсутствует речевая партия. За скрипку говорит поэт,
изображая ее поведение и выражая реакции: издергалась, упрашивая, и
вдруг разревелась по-детски.
«Без слов», «без такта» с деревянной шеей скрипка вызывает
сострадание. Маяковский подчеркивает одиночество тонкой души подбором
слов с дважды повторенным предлогом «без» и выделением» их в отдельные
строчки: и вдруг разревелась/так по-детски; без слов, / без такта.
Антитеза, лежащая в основе композиции произведения, находит
воплощение в противопоставлении шума и молчаливого плача, в соединении
вульгаризмов с эвфемизмами и даже восклицанием «Боже!». Сочувствие поэта
скрипке, выражено синонимической заменой грубоватого, просторечного
«разревелась» эвфемизмом - неологизмом «выплакивалась». Однако бранных
слов сниженной лексики в стихотворении значительно больше, что заостряет
мотив одиночества и бессилия: шмыгнул, глупая, вылязгивала, меднорожий,
дура, плакса, ору, в миг, наплевать. Даже хорошее слово «голова» в речи
музыкантов звучит иронично как осуждение.
Автохарактеристика лирического героя - вся в действии, в совершении
алогичного поступка, подготовленного сценой плача скрипки, скандала и
отторжения ее «чужо» смотрящим оркестром.
Внутренние колебания лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и алогичного выкрика:
Я встал,
шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся от ужаса пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»
бросился на деревянную шею.
В искреннем признании лирический герой обнаруживает свою боль:
«...я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!»
Родной душе поведал лирический герой о самом сокровенном - о
трагическом одиночестве, невозможности «доказать» очевидное для него,
невероятное - для них, «чужих», «других».
Пренебрежением к публике звучит решительное заявление, выраженное в
откровенно грубой форме: «А мне - наплевать!». И следом, - полное
непосредственности признание: «Я - хороший». Трогательно после
экстравагантного признания звучит заключающий стихотворение вопрос:
«Знаете что, скрипка? Давайте -
будем жить вместе!
А?».
Не будь этого «А?» - было бы просто смешно. Единственный звук и
знак передают интонацию человека деликатного, нежного, в чем-то тоже
растерявшегося и неуверенного в себе, как скрипка, которая
«выплакивалась», не находя сочувствия.
Фантастическое и реальное, грубое и нежное, комическое и
драматическое - таков мир стихотворения. Чтобы вместить его и придать
разговору естественную интонацию, Маяковский обратился к свободному,
акцентному, в основном пятиударному стиху с ритмическими обрывами.
Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют неожиданные,
ассонансные рифмы: «по-детски - Кузнецкий», «влип как - наплевать»,
«хорошо - ушел», «где-то - это».
Из-за членения стиха на отдельные строчки, рифма воспринимается не
столь отчетливо, как в классических стихах, но этот стилевой прием
связан с общим образно эмоциональным напряжением стихотворения «Скрипка и
немного нервно» и всего творчества раннего Маяковского.