Драма
Горького «На дне» (1902), созданная сразу
же после серии романтических произведений 90-х годов, полных
бунта против психологии смирения, покорности, «гуманизма
сострадания», поражает обилием тревожных вопросов, скрытых
и явных дискуссий о месте человека в мире, о правде
мечты и правде реальности, о границах свободы человека
и принижающей силе обстоятельств.
На наш
взгляд, именно с этой стороны следует начать, безусловно,
проверяя знание учащимися текста пьесы, понимание ими философско-этической
проблематики, изобилия конфликтов, споров, деклараций, вызванных
явлением в ночлежку Луки и его невольным духовно-нравственным
«врачеванием» ее обитателей.
Появление
странника Луки в ночлежке, его неожиданно активная роль
в спорах о природе человека, его праве на счастье,
на мечту — спорах, превративших всех в «философов
поневоле», резко изменили всю ситуацию в ночлежке...
Кто
из них более вдохновенный утешитель? Легкий путь противопоставления
героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых
невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой
Пеплом хозяина ночлежки Костылева), — путь
во многом обманчивый.
Знакомство
учащихся с поэзией Александра Блока, изучение его стихотворений
может стать для них открытием, школой высоких чувств,
постижением высшей духовности.
Стихотворение
«Незнакомка» (1906), один из шедевров блоковской
лирики, построено на контрасте картин и образов, контрастно
соотнесенных и отраженных друг в друге.
Стихотворение
«Русь» — одно из первых, посвященных
России. «Тема о России… Этой теме я сознательно
и бесповоротно посвящаю жизнь, — писал А. Блок. —
Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый
жизненный, самый реальный.
К 1908
году относится и стихотворение «Россия»,
во многом программное — и в смысле темы,
и в плане поэтики символизма. Читая его, мы отчетливо
видим перекличку со стихотворением «Русь»,
только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила
другим символам, наполненным реалистическим содержанием.
О подвижническом
служении Александра Блока искусству и России ребята уже получили
представление из стихов, изученных ранее. Понимание любви
как высшего идеала, как выражения духовности и как могучей
стихии страстей, почерпнутое и пережитое над поэтическими
откровениями А. Блока...
Современное
восприятие Маяковского отличается повышенной противоречивостью,
оценки отдельных его произведений и творческих периодов, а
также возможностей их преподавания явно неоднозначны.
Творческий
дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с художественной
практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой
художник, он пришел в искусство с заявкой нового
зрения.
На втором
уроке продолжается знакомство с дореволюционным творчеством
поэта, но в несколько ином разрезе и ракурсе —
с большей установкой на его содержание, с большим
вниманием к фигуре лирического героя. Основной материал
здесь поэма «Облако в штанах», разбираемая
подробно.
Третье
(или следующее) занятие строится как урок проблемный. Тон
дискуссии могут задать два несхожих мнения поэтов и людей
чрезвычайно родственных — Б. Пастернака и
М. Цветаевой.
Возможно,
есть своя, дидактическая, правота в том, чтобы от первых
послеоктябрьских произведений сразу перейти к самым просоветским
вещам Маяковского — поэмам «Владимир Ильич
Ленин», «Хорошо!», некоторым стихотворениям.
Во второй
половине 20-х годов Маяковский раз за разом настаивал
на необходимости утверждения злободневного стиха: «Больше
тенденциозности. Оживите сдохшую поэзию темами и словами публицистики»;
«Разница газетчика и писателя — это не целевая
разница, а только разница словесной обработки.
Разговор
с одиннадцатиклассниками о романе Е. Замятина
«Мы» предполагается в рамках изучения темы
«Литература 20-х годов». Учитель, показывая разные
идейно-художественные позиции писателей в освещении революции
и гражданской войны...
Известно, что слово «сокровенный»
традиционно, вслед за определением в словаре В. И. Даля, — «сокрытый,
скрытый, утаенный, потайной, спрятанный или схороненный от кого-то» —
обозначает нечто противоположное понятиям «откровенный», «внешний»,
«наглядный».
Не так давно невозможно было представить себе,
что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную
программу по литературе XX века.
Как рационально использовать то небольшое
количество часов, которое мы можем отвести на разговор о романе
Булгакова «Мастер и Маргарита»? Система уроков может быть различной, но,
вероятно, бесспорный ход — начинать этот разговор с романа самого
Мастера, который переосмыслил евангельскую историю. Почему нужно
начинать так?
В романе Булгакова есть герой, который не
назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это
хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта
этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа...
Значимость романа «Тихий Дон» обусловлена тем,
что он был написан крупнейшим писателем XX века, получившим мировую
известность. Именно за этот роман Шолохову была присуждена Нобелевская
премия. «Тихий Дон» — национальный вклад в мировую культуру.
«Преподавание
литературы — творческое дело» —
с такой речью выступил А. Т. Твардовский на Всероссийском
съезде учителей в 1960 году. В ней он говорил, что урок
литературы «должен быть часами воодушевления, эмоционального
подъема, нравственного прозрения».
Обзорный
характер уроков по поэмам Твардовского предполагает работу
над сквозными темами этих произведений. Выборочное чтение
самых значительных отрывков из них, смысловой и стилистический
комментарий к ним — наиболее предпочтительный прием
анализа в данном случае.
В программу
по литературе для XI класса включены два лучших произведения
А. Солженицына — «Один день Ивана Денисовича»,
«Матренин двор». Их объединяет мысль, высказанная
писателем: «Под моими подошвами всю мою жизнь —
земля Отечества, только ее боль я слышу, только о ней
пишу».
Нужно ли говорить, что поэзия, если к ней подойти не
только тематически или с исторической точки зрения, перечисляя имена и
названия, — предмет труднейший для восприятия и преподавания.
В 1956 году вышел в свет первый альманах «День
поэзии». В его заглавии — название поэтического праздника, ставшего
ежегодным: в этот день по всей стране читались стихи, поэты выходили
на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией.