В 10 классе
учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они
должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации,
поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций.
Первый урок литературы в 10 классе вводный. На нем
учителю предстоит решить две задачи: выявить уровень литературного развития учащихся 10
класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор...
В центре первого урока — знакомство с удивительной
биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в
лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.
На втором уроке важно показать учащимся значение
творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений.
В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».
На первом уроке по творчеству В. Жуковского в 10 классе
необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах:
«Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на
европейской литературе, а также прекрасно знал и чувствовал поэзию русского
фольклора.
В качестве домашнего задания предыдущего урока можно
предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на
материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа»...
На первом уроке по лирике Батюшкова учащиеся познакомятся
с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной
мотив которых — оптимистический, радостный. Они написаны в духе популярного
тогда эпикурейства и анакреонтики.
На уроке необходимо охарактеризовать период творчества
Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе.
Патриотический порыв, охвативший Батюшкова в период войны 1812 года, выводит
его за границы интимной лирики.
Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин
есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это
русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет».
Эти слова современные школьники воспринимают с иронией.
На трех уроках, посвященных изучению лирики Пушкина,
стоит затронуть основные мотивы его поэзии: тему любви, тему поэтического
творчества и тему смысла жизни, главную в философской лирике, а на уроке
внеклассного чтения по лирике провести практикум по стихам Пушкина,
объединенным темой дороги.
Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные
ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить
анализу композиционно- стилистических особенностей стихотворений «Пророк»,
«Поэту».
На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы
шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и,
прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней
лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия»,
«Желание», «Элегия», «Завещание».
Урок внеклассного чтения можно организовать в форме
практикума, для чего провести учебное исследование в творческих группах
учащихся. Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему
дороги, проводят его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и
сообщают классу о результатах своих наблюдений.
На изучение романа в стихах «Евгений Онегин» в 10 классе
можно отвести 7— 8 уроков. Роман должен быть прочитан учащимися самостоятельно,
так как методика работы с ним рассчитана на проблемное изучение.
В центре урока — проблемная характеристика образа
Онегина. Для этого учащимся нужно перечитать 1, 2 и 6 главы романа и подумать
над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его
духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и
автора-повествователя?
В центре урока — проблемная характеристика образа
Татьяны. Для этого учащимся нужно перечитать 2, 3, 5, 7 главы и подумать над
вопросами: каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром
внешним? Какова композиционная роль сна Татьяны? Что понимает Татьяна в Онегине
в 7 главе и как это ее характеризует?
К уроку учащимся нужно перечитать 4 и 8 главы романа и
подумать над вопросами: какова эволюция отношений Татьяны и Онегина?
Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в 8 главе? Характерно
ли оно для каждого из них?
К уроку школьникам необходимо перечитать лирические
отступления романа и строфы, рисующие облик автора-повествователя, и подумать
над вопросами: какой смысл выявляется при сопоставлении автора и Онегина?
автора и Татьяны? автора и Ленского? диалогов автора с читателем?
Уроки можно провести в форме семинарского занятия
повторительно-обобщающего типа, которое поможет систематизировать знания,
полученные на предыдущих уроках, и подготовиться к сочинению по роману «Евгений
Онегин».
Урок внеклассного чтения в конце изучения творчества
Пушкина можно посвятить знакомству с «Маленькими трагедиями». Детальное
изучение поэтики «Маленьких трагедий» — задача не для школьников, поэтому
учителю следует остановиться на общей характеристике идейно-художественного
своеобразия этого драматического цикла, а на уроке внеклассного чтения
текстуально изучить одну из трагедий, например «Моцарт и Сальери».
Учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать,
что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия
— совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Главной на последнем уроке по лирике Лермонтова станет
тема Родины. В 40-е годы XIX века эта тема приобрела в его творчестве
философский характер. При анализе стихотворения «Родина» важно обратить
внимание учащихся на смыслообразующие элементы художественной формы текста.
Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует
повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов
XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни
писателя повлияли на создание образа Печорина.
На первом уроке следует вспомнить с учениками черты
эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу,
проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать
выводы о загадках характера Печорина.
На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает
душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет
интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки
его характера.
В центре урока — раскрытие необходимости образов
второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке
можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов
разделить класс на четыре группы.
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью,
так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную
грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.