В последнее время проблемы преподавания литературы в
педагогических вузах привлекают к себе все большее внимание.
Преподаватели разных вузов обмениваются опытом, обдумывают пути работы
со студентами, возможности повышения идейного, эстетического и
культурного уровня студентов.
Библиография — наука об описании книг и других
изданий, о способах и методах составления и изучения указателей,
списков, обзоров произведений печати. Библиография — первый помощник
исследователя, учителя–словесника, студента. Она указывает, кто и когда
писал на избранную тему, к каким выводам пришел, где были напечатаны
работы, в каком аспекте изучался тот или иной вопрос и т. д.
Мы познакомили студентов с использованием общих
(«Книжная летопись») и общелитературных библиографических указателей (А.
Мезьер и др.). Они необходимы, когда нужно представить творчество
писателя среди других произведений определенного времени или
направления.
Персональные рекомендательные указатели очень
разнообразны по типам и видам. Все они при отсутствии
научно–вспомогательных персоналий могут оказаться полезными
студенту–филологу и учителю. Выявить их и познакомиться с ними поможет
путеводитель, изданный Публичной библиотекой имени
М. Е. Салтыкова–Щедрина.
Текстологическое исследование устанавливает текст
литературного памятника. Каждое изменение текста фиксируется и
объясняется исследователем. «Текстология, — пишет Д. С. Лихачев, —
изучает историю текста того или иного произведения.
На лекциях по истории русской литературы XIX в. и
практических занятиях студентам постоянно приходится слышать о найденных
или извлеченных из архивохранилищ новых материалах, публикуемых в
«Литературном наследстве», в «Летописи» Государственного литературного
музея и других изданиях.
Установление авторства (атрибуция) расширяет
представление студентов о методах научной текстологии, как и всего
литературоведения. Для активного участия студентов в конкретной теме об
установлении авторства предлагаем им предварительно ознакомиться с
соответствующими главами двух работ по текстологии, при этом используем и другую литературу.
Приобщение студентов к конкретному
текстологическому анализу может идти, в частности, путем сопоставлений
окончательного текста произведения с опубликованными вариантами,
отражающими первоначальный замысел автора и его последующую работу над
текстом.
Роман «Преступление и наказание» — одно из самых
значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до
собственного убеждения в законченности сложнейшей композиции, в
художественном совершенстве одного из противоречивейших характеров
русской литературы, до понимания сущности одной из самых глубоких
философских концепций?
Чувство природы свойственно человеку с древнейших времен. По как эстетическое переживание, связанное с
осознанием законов мировой, космической жизни и духовной деятельности
человека, оно складывалось постепенно, веками, передавалось от одного
поколения к другому.
В процессе работы студенты начинают понимать
«стиль» как явление индивидуализированной речи. У писателя
стилистическая окраска слов — изобразительное средство, всегда
отражающее отношение автора к изображаемому. Значительную помощь в
понимании стиля окажет студентам статья Б. В. Томашевского «Язык и
стиль».
«Хороший живописец должен писать две главные вещи:
человека и представление его души», — так сформулировал Леонардо да
Винчи задачу, стоящую перед художником–живописцем.
Особенности жанра и элементарные требования
поэтической культуры обусловливают необходимость серьезной литературной
подготовки студентов еще до начала практических занятий.
Драма — один из самых сложных, или, говоря словами
М. Горького, трудных, литературных жанров. В литературоведении до сих
пор нет ясности в определении ее специфики, особенностей, соотношения с
произведениями других литературных родов.
Мемуары постоянно привлекаются на практических
занятиях: и при анализе художественного произведения, и при разборе
критической статьи, и при освещении творческого пути писателя. Однако
они редко изучаются как самостоятельные произведения, а не как
привлекаемый при анализе дополнительный материал.
Заглавие книги — «История моего знакомства с
Гоголем» — само по себе подчеркивает, что автор намерен говорить не
только о Гоголе, но и о своем отношении к нему на протяжении всего
периода их знакомства. В книге два главных героя: Гоголь и С. 'Г. Аксаков.
В курсе лекций по истории русской литературы XIX в.
перед студентами постепенно открывается значение эпистолярного наследия
классиков. При изучении творчества Пушкина, Белинского, Герцена,
Тургенева, Л. Толстого, Чехова и других писателей неизменно привлекаются
их письма, без которых нельзя понять ни творческого пути художника, ни
его биографии, ни его замыслов, ни истории создания его произведений.
Мемуары, образно говоря, раскрытые окна в прошлое.
Иные черты прошедшего становятся видны только с определенной
исторической дистанции. Вот почему мы всегда говорим «об огромном, ничем
не восполнимом значении свидетельств современников.
«Журнальная литература, эта живая, свежая,
говорливая, чуткая литература, так же необходима в области наук и
художеств, как пути сообщения для государства, как ярмарки и биржи для
купечества и торговли» (VIII, 156), — писал Гоголь в статье «О движении
журнальной литературы в 1834 и 1835 году», напечатанной в первом номере
«Современника» Пушкина.
Анализ статьи включает вступительную беседу, в
которой принимают участие все студенты, подготовившие небольшие
сообщения. Под наблюдением преподавателя проводится их обсуждение.