Я не представляю русскую литературу без Пушкина. Он
входит в нашу жизнь с первой, едва осмысленной по слогам певучей строчкой, с
колыбельной, которой убаюкивает нас мать, с волшебством народной сказки. Входит,
несмотря на громаду своего гения, так же естественно и просто, как естественно и
просто растёт трава и светит солнце.
«Что в имени тебе моем?» -этот риторический вопрос привлекает
внимание читателя, потому что он не только не требует ответа, но и содержит
утверждение, что в нем, в этом имени, — ничего для той, к кому обращены строки
стихотворения и строки письма.
Нельзя не задуматься о судьбе, когда читаешь
стихотворение А.С. Пушкина «Арион». Стихотворение рассказывает нам о неком
певце, который плыл на челне и пел пловцам. Но идея не в этом…. Повсюду, что бы
мы не делали, мы должны опираться на веру в себя, в людей, которые находятся
рядом, и в Создателя….
Кому из двух героинь в «Бахчисарайском фонтане» отдает
предпочтение поэт? Такой вопрос может показаться бессмысленным,
излишним — в силу предопределенности ответа на него на сюжетом уровне
безоговорочную победу, даже и не желая того, одерживает Мария.
Мы считаем, что эта публикация будет интересна
учителю, занимающемуся со своими учениками
анализом стихотворений, – то есть скорее всего
каждому учителю.
В 9-м классе при изучении лирики А.С.
Пушкина наибольшие сложности у учеников
вызывает восприятие стихотворений о любви и о
природе. Нередко школьники самостоятельно могут
сказать только, что это произведение посвящено
теме любви, и добавить к этому два-три расхожих
утверждения...
Среди всех высоких и прекрасных
талантов, которыми столь щедро был наделен поэт,
особо выделяется талант дружбы. Дар дружбы ему
был дан редкий. «Для Пушкина дружба была
священной потребностью», – писал П.А. Плетнев.
Стихотворение А.С. Пушкина «Из Пиндемонти»
включено в школьный образовательный стандарт по
литературе совсем недавно. Его понимание и
интерпретация представляют значительную
сложность для учащихся...
Мы должны будем
проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется –
лирический герой. Но все наши мысли мы будем изображать в цвете.
Стихотворение «Деревня» так же, как и стихотворение «К
Чаадаеву», относится к числу вольнолюбивых стихов Пушкина. Чтобы правильно
прочесть его, необходимо представить себе все предлагаемые обстоятельства.
Стихотворение очень ясно по идее, по развитию сквозного
действия, но читают его очень часто неверно, с каким-то ложным пафосом,
самовосхвалением, в то время как оно полно глубокого философского раздумья.
Внимательный читатель стихотворения «19
октября» (1825) — одного из самых известных пушкинских лирических произведений —
должен обратить внимание на разительное несоответствие, на противоречие
между первыми строками и концовкой.
Произведение
завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года;
напечатано Жуковским после смерти Пушкина.
Первая строка стихотворения была дана в такой
редакции: "Опять на родине. Я посетил...”
Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» создано в сентябре 1824
года в Михайловском. Этот период творчества Пушкина характеризуется
переходом к суровому реализму, поэтому в произведении звучит мотив
прощания с романтизмом.
Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина.
«Анчар» (1828) пронизан гораздо более мрачным, чем «Послание в Сибирь»,
настроением и рисует трагические последствия отсутствия свободы.
Стихотворение по сюжету напоминает балладу.
Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в
Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году
он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н.
Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу.
В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в
осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков,
от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние
праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, и т. п.
Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина
«Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером —
четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас,
несет с собой.
Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я.
Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев
закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу,
участвовал в Отечественной войне.
По жанровой характеристике близкое элегии, стихотворение выходит за рамки вольнолюбивой лирики. В нем две части, первая из которых была опубликована поз названием
«Уединение» (1826). Полностью «Деревня» была известна только в списках.
В работе над стихотворением следует обратить внимание на его
простоту. Стихотворение невелико по объему, написано простым языком, не
содержит ни необычных сравнений, ни красочных метафор и, кажется,
непосредственно и просто вылилось из-под пера автора.