АВАНГАРДИЗМ (от франц, avant-garde
— передовой отряд) — термин, которым обозначают так называемые «левые течения»
в искусстве и литературе, возникшие (главным образом на Западе) во втором
десятилетии XX века и проявившиеся преимущественно в поэзии и драматургии. А.
отразил стихийный бунт поэтов против современного им буржуазного уклада. Ясной
политической программы у представителей А. не было. Они бунтовали против
«сытых», против контрастов города, против несправедливой войны, развязанной
империалистами в 1914 году. Они считали устарелыми привычные формы литературы и
искусства, в том числе и строгие нормы стихосложения (даже синтаксиса),
выступали против реализма, который казался им недостаточным
...
Читать дальше »
|
АВТОРИЗАЦИЯ — одобрение
автором какой-либо копии своего произведения (списка, печатного издания) или
перевода его на другой язык, произведенного каким-либо лицом. В текстологии А.
служит важнейшим критерием ценности источников текста.
Свидетельством А. служат
прямые заявления об этом писателя или его собственноручные пометы (напр.,
надпись А. С. Грибоедова на так называемом Булгаринском списке «Горя от ума»,
1828 г.), участие автора в подготовке издания (например, чтение корректур) или
общее одобрение текста, выраженное в письме, высказан
...
Читать дальше »
|
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ —
тип научного издания сочинений писателя. Оно подготавливается, как правило, специальными
институтами Академии наук: Институтом мировой литературы им. М. Горького в
Москве, Институтом русской литературы (Пушкинским домом) в Ленинграде. Текст писателя
выверяется по всем доступным источникам: рукописям, авторским корректурам,
авторизованным печатным изданиям. Вслед за основным текстом произведений
приводится по возможности полный свод других редакций (см.) и вариантов (см,).
Важную часть академического издания составляет научный комментарий, обобщающий
результаты исследования текстов, дающий обоснование принятых решений. Другие
элементы научно-справочного аппарата (указатели
...
Читать дальше »
|
АКМЕИЗМ — литературное
течение в русской поэзии второго десятилетия XX века. А. выделился из символизма
(см.), подвергнув критике туманность и зыбкость символистского языка и образа.
А. проповедовал ясный,
свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы
предметы, а не обращались, как в символизме, к «таинственным мирам». Название
А. шло от греческого «акте» — «острие, высшая точка», что указывало на
стремление А. к особо точному образу. К А. принадлежали или примыкали С.
Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А.
...
Читать дальше »
|
АКРОСТИХ (от греч. akros —
крайний, stichos — стих) — стихотворение, в котором начальные буквы каждой
строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего — имя. А.
известен еще в VI веке до н. э. у древних греков. Такого рода построение может
встречаться и в прозе, А. встречается редко и художественного значения, как
правило, не имеет, В древней письменности, когда в произведении имя автора не указывалось,
А. часто употреблялся в конце текста, скрыто обозначая имя автора произведения.
Вот начало А. «Валерию Брюсову», написанного русским поэтом XX века М. А.
Кузминым (1875—1936):
...
Читать дальше »
|
АКТ (от лат. actus —
поступок), или действие,— часть пьесы или спектакля, в которой обозначается
важный момент в развитии сценического действия. Строгое деление на А. ввели
французские классицисты XVII века, которые придерживались пятиактного
членения.
Драматургия XIX века
использовала разное число А. (например, «Ревизор», «Гроза» — пятиактные пьесы;
«Маскарад», «Вишневый сад» — четырехактные; «Женитьба» Н. Гоголя — двухактная и
т. д.).
...
Читать дальше »
|
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ — 1)
во французской поэзии — силлабический стих в 12 слогов с цезурой после шестого
слога;
2) в русской поэзии —
шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная.
Пример:
Надменный вре
...
Читать дальше »
|
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al —
к, при, litera — буква) — повторение в стихотворной речи (реже — в прозе)
одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи (см.). А. выделяет
отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:
Город грабил,
греб,
...
Читать дальше »
|
АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio —
намек) — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы,
цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный, бытовой или
общественно-политический: «Такого отечества такой дым разве уж настолько
приятен?» (В. В. Маяковский. Хорошо!). Строка перекликается с репликой Чацкого
(А. С. Грибоедов. Горе от ума): «И дым отечества нам сладок и приятен», в свою
очередь восходящую к строке Г. Р. Державина из стихотворения «Арфа»:
Мила нам добра весть о
нашей стороне;
...
Читать дальше »
|
АМФИБРАХИЙ (от греч. amphibrachys
— с двух сторон краткий) — трехсложный
размер, где ударения
падают преимущественно на 2, 5,
8, 11 и т. д. слоги. Схема А.
В XVIII веке употреблялся
крайне редко. В широкую практику введен В. Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер,
М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет, А. К. Толстой и
...
Читать дальше »
|
АНАКРЕОНТИЗМ — характер
художественных произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого
поэта Анакреонта (ок. 570—478 гг. до н. э.). Радостно-спокойное, светлое
мировосприятие его поэзии не имеет, однако, ничего общего с беспечной легкостью
и нарочитой бездумностью литературы упадка. Излюбленные темы Анакреонта —
радость бытия, любовь, вино.
В древности песни его
пользовались популярностью. От всего лирического наследия поэта (не менее пяти
книг) дошли лишь незначительные отрывки. А. оказал влияние на развитие
европейской
...
Читать дальше »
|
АНАКРУЗА (от греч. anacrousis
— отталкивание) — безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие
первому ударному. А. у хорея и дактиля — нулевая, потому что строка начинается
сразу с ударного слога. В ямбе и амфибрахии А. односложная, в анапесте —
двусложная.
Встречаются стихи с
вариациями А. (с переменной А.).
Зачем я не птица, не ворон
степной,
...
Читать дальше »
|
АНАПЕСТ (от греч. anapaistos
— отраженный назад) — трехсложный размер, где ударения падают преимущественно
на 8, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Схема А.
В XVIII веке встречался
крайне редко, например в духовной оде А. Сумарокова «Правосудное небо,
воззри»..». Наиболее характерен для второй половины XIX века (Н. Некрасов, А.
Фет). Самая популярная форма — трехстопный А. Значительно реже встречается
четырехстопный:
...
Читать дальше »
|
АНАФОРА (от греч. anaphora
— вынесение вверх) — повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной
строки или прозаической фразы.
А. довольно часто
встречается в стихотворениях Ф. Тютчева, например:
Как ни гнетет рука
судьбины,
...
Читать дальше »
|
АНАХРОНИЗМ (от греч. ana —
вверх, против; chronos — время) — разного рода неточности (бытовые,
культурно-исторические, временные и т. д.) — в художественном произведении
при изображении прошлого, неосознанное или сознательное привнесение в него
признаков более позднего времени. А., например, встречаются в драмах Шекспира:
в «Юлии Цезаре» упоминается бой башенных часов, которых не было в Древнем Риме.
Различают нейтральные и необходимые А. Приведенные выше относятся к
нейтральным, и в произведении они чаще всего появляются случайно из-за
безразличного отношения автора к фактической точности.
...
Читать дальше »
|
АНОНИМ (от греч. anonymos —
безымянный) — лицо, выступившее в печати (или рукописи) без указания своего
имени или своего псевдонима (см.).
В древности, как правило,
литература была анонимной. В России понятие об авторстве и авторской
собственности развилось только в XVIII и XIX веках. Однако и в это время по
различным политическим или личным причинам многие литературно-художественные,
публицистические и литературно-критические сочинения появлялись в печати
анонимно. Так, А. Пушкин напечатал некоторые произведения находившегося в креп
...
Читать дальше »
|
АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ —
стихосложение древнегреческой и древнеримской поэзии. Разновидность
«метрического» стихосложения, основанного на чередовании долгих и кратких
слогов (а не ударных и безударных, как в силлабо-тоническом), причем считается,
что при обычном произношении долгий слог равен по продолжительности двум кратким.
Рифма в А, с. не употреблялась. В русских переводах «размерами подлинника»
принято передавать ритмически сильные долгие слоги — ударными, а остальные —
безударными.
Примеры:
...
Читать дальше »
|
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis
— противоречие, противоположение) — противопоставление. Говоря о несходстве
Онегина и Ленского, А. Пушкин прибегает к резкой А.:
Они сошлись: волна и
камень,
Стихи и проза, лед и
пламень
Не
...
Читать дальше »
|
АНТОЛОГИЯ (от греч. anthologia
— цветник) — сборник отдельных произведений, первоначально небольших
стихотворений, в основном эпиграмм, принадлежащих разным авторам. Первая из А.
была составлена в Древней Греции в I веке до н, э. А. широко распространена в
литературах Востока, в древнерусской представлена «Изборниками», в русской
литературе XVIII— начале XIX века — сборниками и альманахами.
До середины XIX века в
России А. назывались сборники в основном античной поэзии и антологическими —
стихотворения, переведенные на русский с латинск
...
Читать дальше »
|
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos
— человек и morphe — вид, форма)— один из видов олицетворения (см.), когда
изображаемый предмет уподобляется человеку либо наделен некоторыми
человеческими качествами. («Все мое»,— сказало злато; «Все мое»,— сказал булат.
«Все куплю»,— сказало злато. «Все возьму», — сказал булат. — А. Пушкин. Золото
и булат.) Например:
Ночевала тучка золотая
На
...
Читать дальше »
|
АРХАИЗМ (от греч. archaios
— древний)— устаревшее слово или оборот речи. А. бывает лексический (слово
устарело само по себе): «Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря
белеет иногда» (А. Пушкин. Деревня) и семантический (устарело смысловое
значение слова): «Угас, как светоч, дивный гений» (М. Лермонтов. Смерть
Поэта). Писатели используют А. как средство художественной выразительности для
воссоздания исторического колорита, речи героев (исторические пьесы А.
Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Сорочинская ярмарка» Н. Гоголя); для
придания произведению возвышенного характера:
...
Читать дальше »
|
АССОНАНС (от лат. assonare
— звучать в лад) — повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков,
один из видов звукописи (см.).
Например:
Взложу на тетеву тугую,
Послушный лук согну в
дугу,
...
Читать дальше »
|
АФОРИЗМ (от греч. aphorismos
— определение) — «крылатые слова», изречения, выражающие с предельной
краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной,
художественно заостренной запоминающейся форме, некое неожиданное суждение, характеристику
(«Краткость — сестра таланта»). Афористичны по своей сущности пословицы и поговорки,
заключающие в себе вековую народную мудрость, однако, в отличие от них,
афоризм, как правило, имеет авторство («Человек — это звучит гордо».— М.
Горький).
Нередко афоризмами
становятся цитаты из худ
...
Читать дальше »
|
БАЛЛАДА (от итал. bailare — плясать) — хоровая
песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее — небольшое сюжетное
стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай;
многие В. связаны с историческими событиями или преданиями (Б. о Робин Гуде,
«Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими, таинственными происшествиями
(«Светлана », «Людмила » В. Жуковского); в советской поэзии Б. рассказывали о
мужестве и героизме советского человека. Таковы баллад
...
Читать дальше »
|
БАРД (от ирландск. bard) —
певец-лирик кельтских народов (ирландцев, валлийцев, шотландцев, пиктов),
воспевавший подвиги своего короля и его дружины. С XVIII века Б.—» то же, что и
поэт.
Ты был мне все, о бард
чудесный,
В мучительный, тяжелый час…
...
Читать дальше »
|
БАРОККО (от португ. perrola
barroca — жемчужина неправильной формы; в переносном значении — «странный»,
«причудливый», «неправильный») — одно из основных — наряду с классицизмом —
художественных направлений в искусстве и литературе конца XVI — первой
половины XVIII века, для которого характерны трагическое восприятие жизни,
исключительно высокая эмоциональность (экспрессивность), сочетание в одном
произведении контрастных жизненных явлений, пышность и грандиозность.
Стиль Б. главным образом
проявился в архитектуре и изобразительном ис
...
Читать дальше »
|
БАСНЯ
— краткий рассказ, более всего в стихах, главным образом сатирического
характера. Цель Б.— осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной
жизни. В иносказательном сюжете Б. действующими лицами чаще являются условные
басенные звери.
Возникновение
Б. связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом; его Б. написаны
в прозе. Большой популярностью пользовались Б. французского поэта XVII века
Лафонтена. В России XVIII века к басенному жанру охотно обращались В.
Тредиаковский, А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков и мн. др., но наибольшим
мастерством отлич
...
Читать дальше »
|
БЕЛЫЙ СТИХ —
нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не
имеющего рифмы) стих. Название произошло от того, что его окончания, где обычно
помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными
(«белыми»). Б. с. широко использовали в русской поэзии поэты XVIII века (В.
Тредиаковский, А. Сумароков, А. Радищев, Н. Карамзин и др.). А. Пушкин ввел Б.
с. в драматургию («Борис Годунов», маленькие трагедии). В. Жуковский применил
его в балладах («Ночной смотр»), Н. Некрасов — в поэме «Кому на Руси жить
хорошо».
...
Читать дальше »
|
БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion
— книга и grapho — пишу) — вид научно-практической деятельности, результатом
которой являются справочно-библиографические пособия различного назначения. В
более широком смысле библиографией называют: 1) указатели литературы по
какому-либо вопросу или произведений какого-либо автора, 2) науку, разрабатывающую
теорию и методику библиографической деятельности (библиографоведение), 3)
отдел в журнале или газете, где помещаются отзывы об изданных книгах и
опубликованных произведениях.
Первостепенное значение
...
Читать дальше »
|
БИОГРАФИЯ — история жизни
человека. В литературоведении изучаются Б. писателей. Личный жизненный опыт
художника, социально-бытовые условия его жизни, переживания, выпавшие на его
долю, отражаются в художественном творчестве. Знание биографии помогает
понимать, как в процессе творчества перерабатываются впечатления личной жизни,
а следовательно, приоткрывает тайны творческой лаборатории художника. Кроме
того, жизненный пример писателя или отдельные черты его характера, поведения
могут иметь воспитательное значение.
В XIX веке получил бол
...
Читать дальше »
|
|