Среда, 07.12.2016, 19:21

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ПОЭТЫ ХХ ВЕКА

Анализ лирического произведения В. Д. Берестова «Капля»

«О, поэзия ! Души людей береди...!»

 Валентин Берестов

 

Цель исследования – проанализировать лирическое произведение В. Д. Берестова «Капля», раскрыть мастерство поэта в создании картин осеннего пейзажа

Задачи:

Нарисовать образ капли в стихотворении;

Исследовать, какие изобразительные средства помогли поэту нарисовать образ капли;

Проанализировать построение стихотворения.

 

Актуальность

Пропагандирует стихотворение для широкого круга читателя

Новизна

Заключается в том, что стихотворение способствует обогащению  духовного мира юного читателя.

 Гипотеза

Если мы научимся анализировать поэтическое произведение, то мы научимся понимать лирику.

А чтобы увидеть и услышать в стихотворении все, что хотел сказать автор, надо уметь его правильно анализировать, что удается не каждому.

Анализ стихотворения поможет понять, осознать, почувствовать и попробовать постичь тайну стихотворения.

 

В. Д. Берестов «Капля».

Капля в паутинке – гамаке

На кусте иссохшего репья

Блещет и дрожит на ветерке,

Будто в ней вся ценность бытия.

 

То она алмаз, то аметист,

То она опал, то изумруд.

Пестрый дятел, цирковой артист,

К нам слетел и покачался тут.

 

И пока, застыв, как часовой,

Я слежу за ними не дыша,

Я – росинке свой и птице – свой,

И любовью полнится душа.

 

 

Построение стихотворения.

Стихотворение «Капля» небольшое, имеет  3 строфы. В ней очень удачно подобраны рифмы:репья – бытия, аметист – артист, изумруд – тут; часовой – свой, дыша – душа.

Рифмы построены через строчку. Ударения в рифмах падают только на последние слоги.

 Мне кажется , стихотворение В. Д. Берестова «Капля» надо читать спокойно, мягко, бережно

 

Содержание стихотворения

В центре стихотворения находится образ капельки. Поэтому лирика- пейзажная.

Стихотворение В. Д. Берестова спокойное,

наводящее на размышление о жизни. Автор глубоко осмысливает мир: изумительно с детской радостью и взрослой мудростью. Каждая росинка, пылинка-всё ему дорого, он любит их.  Дает возможность читателю полюбоваться описанной картиной.

Цветом передается настроение автора. А оно светлое, радостное, приподнятое, торжественное, одухотворенное.Это передается синим цветом. Так как вроде бы все в природе увядает, а капелька маленькая живет, блестит, переливается и вселяет жизнь  в других.

Это стихотворение вызвало у меня настроение:

Светлое; радостное;

Теплое;

Немного грустное;

Задумчивое;

Спокойное.

 

Мое видение стихотворения:

Я считаю, что действие происходит в небольшом саду, где растут разные небольшие кустики. И на них раскачиваются паутинки, как будто гамаки. Показана картина осени, т.к. капля находится «на кусте иссохшего репья», кусты сохнут, листья начинают терять былую свежесть и красоту, только начинается листопад. По саду гуляет ветер, потому что капля «блещет и дрожит». Эта капля  блестит и переливается  разными красками: белой, голубой, зелёной.   И самое главное в этой картине, именно маленькая капелька, как будто только в ней на данный момент теплится жизнь. Поэтому автор , склоняясь над ней , стоит  очень тихо, чуть дыша, оберегая это чудо природы. Указание на местонахождение, паутинке – гамаке, подчеркивает ее хрупкость, недолговечность существования.  Ему дорога эта картина, он ею любуется, как будто боится что-то спугнуть.

                                

«Секреты стиха» (изобразительные средства автора).

В стихотворении автор использует различные художественно-изобразительные средства, чтобы ярче раскрыть образ капельки,  свое настроение к происходящему:

1. Сравнение.

В. Д. Берестов к сравнениям прибегает для того, чтобы показать оттенки капельки, и переживания своего героя.

То она алмаз, то аметист,

        То она опал, то изумруд.

        Пестрый дятел, цирковой артист,

        К нам слетел и покачался тут.

Какими же красками блещет капля?

Алмаз – прозрачный драгоценный камень;

Аметист - драгоценный камень фиолетового  или голубовато –  

 фиолетового цвета;

Опал – молочно – белый стекловидный камень;

Изумруд - прозрачный драгоценный камень густого зеленого 

цвета.

Сравнение капли с камнями дает целую радугу цвета. Героя привлекает капля как некое разноцветное чудо.

 Привлекает еще одно сравнение:

«» И пока, застыв, как часовой, я слежу за ними не дыша…».

Герой находится в особом положении, он как часовой, бережет встреченное им чудо, стоит, замерев, очень тихо, боится спугнуть каплю. Это сравнение еще раз подчеркивает трепетное отношение героя к природе,  к окружающему его миру .

 

2. Еще одно изобразительное средство – это олицетворение. Автор показывает каплю как живое существо.

 

Капля в паутинке – гамаке

На кусте иссохшего репья

Блещет и дрожит на ветерке…

 

Эти глаголы помогают показать уникальность образа. Осенью, когда листва отмирает, капля переливается оттенками, искрится. Она противопоставлена умирающей природе. Капля как  живая, она дарит надежду на будущее.

 

3. В стихотворении я заметила еще одно изобразительное средство звукопись .

В последней строфе встречаются звуки: (ш), (с), (ч). Это  говорит о том, что эти строчки надо читать очень тихо, почти шепотом, чтобы не спугнуть каплю. (ш – ш – ш! Тихо!)

Выводы:

Проанализировав стихотворение «Капля» В. Д. Берестова, я сделала следующие выводы:

Мне очень понравилось это стихотворение. 

Автор создал образ капли – как символ чистоты, надежды на лучшее. Этот образ вызывает переживания, и в этом его ценность.

Автор, чтобы лучше передать образ капельки, использовал изобразительные средства: сравнение, олицетворение, звукопись.

Интересно подобраны рифмы, поэтому стихотворение очень мелодичное.

И своим одноклассникам буду оказывать помощь при анализе  стихотворения.

Категория: ПОЭТЫ ХХ ВЕКА | Добавил: admin (29.03.2013)
Просмотров: 2994 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 3.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0