«О, поэзия ! Души людей береди...!»
Валентин Берестов
Цель исследования – проанализировать лирическое
произведение В. Д. Берестова «Капля», раскрыть мастерство поэта в создании
картин осеннего пейзажа
Задачи:
Нарисовать образ капли в стихотворении;
Исследовать, какие изобразительные средства помогли поэту
нарисовать образ капли;
Проанализировать построение стихотворения.
Актуальность
Пропагандирует стихотворение для широкого круга читателя
Новизна
Заключается
в том, что стихотворение способствует обогащению духовного мира юного читателя.
Гипотеза
Если мы научимся анализировать поэтическое произведение,
то мы научимся понимать лирику.
А чтобы увидеть и услышать в стихотворении все, что хотел
сказать автор, надо уметь его правильно анализировать, что удается не каждому.
Анализ стихотворения поможет понять, осознать,
почувствовать и попробовать постичь тайну стихотворения.
В. Д. Берестов «Капля».
Капля в паутинке – гамаке
На кусте иссохшего репья
Блещет и дрожит на ветерке,
Будто в ней вся ценность бытия.
То она алмаз, то аметист,
То она опал, то изумруд.
Пестрый дятел, цирковой артист,
К нам слетел и покачался тут.
И пока, застыв, как часовой,
Я слежу за ними не дыша,
Я – росинке свой и птице – свой,
И любовью полнится душа.
Построение стихотворения.
Стихотворение «Капля» небольшое, имеет 3 строфы. В ней очень удачно подобраны
рифмы:репья – бытия, аметист – артист, изумруд – тут; часовой – свой, дыша –
душа.
Рифмы построены через строчку. Ударения в рифмах падают
только на последние слоги.
Мне кажется ,
стихотворение В. Д. Берестова «Капля» надо читать спокойно, мягко, бережно
Содержание стихотворения
В центре стихотворения находится образ капельки. Поэтому
лирика- пейзажная.
Стихотворение В. Д. Берестова спокойное,
наводящее на размышление о жизни. Автор глубоко
осмысливает мир: изумительно с детской радостью и взрослой мудростью. Каждая
росинка, пылинка-всё ему дорого, он любит их.
Дает возможность читателю полюбоваться описанной картиной.
Цветом передается настроение автора. А оно светлое,
радостное, приподнятое, торжественное, одухотворенное.Это передается синим
цветом. Так как вроде бы все в природе увядает, а капелька маленькая живет,
блестит, переливается и вселяет жизнь в
других.
Это стихотворение вызвало у меня настроение:
Светлое; радостное;
Теплое;
Немного грустное;
Задумчивое;
Спокойное.
Мое видение стихотворения:
Я считаю, что действие происходит в небольшом саду, где
растут разные небольшие кустики. И на них раскачиваются паутинки, как будто
гамаки. Показана картина осени, т.к. капля находится «на кусте иссохшего
репья», кусты сохнут, листья начинают терять былую свежесть и красоту, только
начинается листопад. По саду гуляет ветер, потому что капля «блещет и дрожит».
Эта капля блестит и переливается разными красками: белой, голубой,
зелёной. И самое главное в этой
картине, именно маленькая капелька, как будто только в ней на данный момент
теплится жизнь. Поэтому автор , склоняясь над ней , стоит очень тихо, чуть дыша, оберегая это чудо
природы. Указание на местонахождение, паутинке – гамаке, подчеркивает ее
хрупкость, недолговечность существования.
Ему дорога эта картина, он ею любуется, как будто боится что-то
спугнуть.
«Секреты стиха» (изобразительные средства автора).
В стихотворении автор использует различные художественно-изобразительные
средства, чтобы ярче раскрыть образ капельки,
свое настроение к происходящему:
1. Сравнение.
В. Д. Берестов к сравнениям прибегает для того, чтобы
показать оттенки капельки, и переживания своего героя.
То она алмаз, то аметист,
То она опал, то изумруд.
Пестрый
дятел, цирковой артист,
К нам
слетел и покачался тут.
Какими же красками блещет капля?
Алмаз – прозрачный драгоценный камень;
Аметист - драгоценный камень фиолетового или голубовато –
фиолетового цвета;
Опал – молочно – белый стекловидный камень;
Изумруд - прозрачный драгоценный камень густого
зеленого
цвета.
Сравнение капли с камнями дает целую радугу цвета. Героя
привлекает капля как некое разноцветное чудо.
Привлекает еще
одно сравнение:
«» И пока, застыв, как часовой, я слежу за ними не
дыша…».
Герой находится в особом положении, он как часовой,
бережет встреченное им чудо, стоит, замерев, очень тихо, боится спугнуть каплю.
Это сравнение еще раз подчеркивает трепетное отношение героя к природе, к окружающему его миру .
2.
Еще одно изобразительное средство – это олицетворение. Автор показывает каплю
как живое существо.
Капля в паутинке – гамаке
На кусте иссохшего репья
Блещет и дрожит на ветерке…
Эти глаголы помогают показать уникальность образа.
Осенью, когда листва отмирает, капля переливается оттенками, искрится. Она
противопоставлена умирающей природе. Капля как
живая, она дарит надежду на будущее.
3. В стихотворении я заметила еще одно изобразительное
средство звукопись .
В последней строфе встречаются звуки: (ш), (с), (ч).
Это говорит о том, что эти строчки надо
читать очень тихо, почти шепотом, чтобы не спугнуть каплю. (ш – ш – ш! Тихо!)
Выводы:
Проанализировав стихотворение «Капля» В. Д. Берестова, я
сделала следующие выводы:
Мне очень понравилось это стихотворение.
Автор создал образ капли – как символ чистоты, надежды на
лучшее. Этот образ вызывает переживания, и в этом его ценность.
Автор, чтобы лучше передать образ капельки, использовал
изобразительные средства: сравнение, олицетворение, звукопись.
Интересно подобраны рифмы, поэтому стихотворение очень
мелодичное.
И своим одноклассникам буду оказывать помощь при
анализе стихотворения.
|