|
В категории материалов: 21 Показано материалов: 1-21 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Острословы уверяют, будто желание сделать
замечание появилось раньше, чем повод. Человек в реальной ситуации не
так миролюбив, как он это декларирует, и не прочь так повернуть и
обострить ситуацию, чтобы последнее слово непременно осталось за ним. |
Эти различия также могут стать
первопричиной и ареной словесных поединков. Хоть и твердят, что все мы в
одной лодке, что люди одной социальной группы должны более или менее
единодушно реагировать на переживаемую ситуацию, в жизни мы наблюдаем
полнейший разнобой. |
Югославский психолог П. Мицич выделил следующие разновидности замечаний собеседников... |
При желании можно обнаружить множество сфер
приложения выпадов, реплик, вопросов и прочих форм проявления
активности собеседника. Не ставя перед собой задачу рассмотрения их во
всей полноте, остановимся на некоторых, наиболее важных. |
Мы привели краткий перечень возможных
возражений и замечании собеседников. Замечаний чаще всего неприятных. Но
и нам самим приходится, в свою очередь, предъявлять претензии,
критиковать, уличать в неблаговидных поступках, разоблачать и пр. |
При контроле реакций собеседника вполне
реальна угроза возникновения эмоционального заражения. Отсюда —
непреложное требование к деловой дискуссии — нельзя показывать
превосходство по отношению к оппоненту, как бы тот себя ни вел. |
Их великое множество, багаж пополняется
вместе со словарным запасом и накоплением социального опыта. Приведем
самые распространенные. |
После знакомства с типами замечаний,
возражений и с основными тактическими приемами их включения в
межличностные отношения, дискуссии, логично перейти к рассмотрению техники их нейтрализации, снижения их негативного воздействия. |
Как уже не раз говорилось, жесты,
мимика в некоторых ситуациях красноречивее и эффективнее слов. «Не
хорошо вычещенный, а хорошо сшитый сапог показывает красивую форму ноги», — справедливо заметил М. Монтень. |
По определению психолога Шлефлера,
«позиция» — это сочетание нескольких элементов языка тела — поз,
мимических сигналов, отдельных движений. Мы приведем ниже наиболее
типичные позиции, обнаруживающие до поры до времени не высказанные,
точнее — не выраженные словами мнения участников беседы. |
Психолог Н.
Энкельман подверг изучению и выработал рекомендации вариантов
реагирования на указанные проявления, в том числе на отдельные ехидные
замечания при посторонних или подчиненных. |
Увидеть себя со стороны уверенным. Это упражнение — первый шаг по
воспитанию в себе уверенности, стойкости по отношению к нелицеприятным
высказываниям партнера.
|
Чего же больше приносят вопросы — пользы
или вреда? Некоторые остряки утверждают, будто их задают люди, не
отличающиеся сообразительностью или затрудняющиеся в подборе
конструктивных предложений (задал вопрос — и ладно, дальше пусть другие
разбираются). |
Предназначение этого материала — вовсе не
расширение кругозора пытливых и любознательных. Ознакомиться с
многообразием вопросов и сферами их приложения — значит положить начало
осознанному подходу к их формулированию и распределению по
информационному полю беседы. Это и является целью главы. |
Рассмотрим типы вопросов, наиболее часто используемых в кадровых беседах, во время совещаний, переговоров. |
Разумеется, полезно знать разновидности
вопросов-ловушек. Но не менее важно владеть информацией, позволяющей
отличить их от вполне нейтральных вопросов, замечаний, реплик. |
Оговоримся сразу: для каждого в эту
категорию попадет совершенно определенный вопрос, показавшийся другим
нейтральным, недостойным внимания и т. д. И все же, если вопрос «встал
поперек горла», что делать? Психологи, предлагают 4 типичные реакции. |
Возможно, наша система обучения кое в
чем проигрывает зарубежным именно по этой позиции: у нас почему-то не
приветствуется постановка вопросов учителям. |
Финал переговоров, дискуссии, выяснения
отношений может быть любого свойства: уверенная победа, сомнительная
победа, полный крах отношений, получение отказа в просьбе, требовании,
достижение компромисса и т. д. |
Вопросы можно использовать для
выяснения достоверности обсуждаемой и оцениваемой информации, для
каких-либо уточнений, дополнений, отбора и пр. С помощью вопросов можно
моделировать проблемные ситуации в деловых отношениях. |
Люди делятся на две категории: одних
хлебом не корми дай поспорить, прицепиться к сказанному собеседником,
сделать замечание; другие предпочитают отстаивать свое мнение каким-либо
иным образом, например по принципу «пусть слова помолчат, а за них
говорят дела». |
| |