|
Главная » Файлы » ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ |
|
В разделе материалов: 58 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 » |
Концепции творчества в литературе символизма были связаны
с романтическими традициями и традициями «чистого искусства». |
Разочарование поэта, признание недостижимости высших
идеалов приводит его к отрицанию, безверию, обращению к демоническим началам
мира (нечто подобное происходит и в поэзии Лермонтова). |
В стихотворениях Блока, посвященных поэтическому
творчеству, часто слышится горькая автоирония. «Друзьям» (1908) –
своего рода очерк литературного быта эпохи символизма и психологический портрет
поэтов, отдавшихся саморазрушению. |
Блок размышлял о творчестве, его природе и назначении, о
роли поэта не только в лирике. Литературным вопросам он посвятил ряд статей, из
которых наиболее важны «Три вопроса» (1908) и «О назначении поэта» (1921). |
«О назначении поэта» – речь, которую Блок произнес в Доме
литераторов на торжественном собрании по поводу 84‑й годовщины смерти А.С.
Пушкина. Речь, написанную незадолго до смерти Блока в 1921 г., можно
рассматривать как итоговое его произведение, обобщающее размышления о поэте и
поэзии. |
Циклы – своего рода главы в поэтическом
романе, который Блок создавал в течение всей творческой жизни. Циклы‑главы были
объединены самим поэтом в три тома – «роман в стихах», отразивший его духовный
опыт и духовный путь. |
Название цикла стихотворений «Ante lucem» («До света» или
«Перед рассветом») указывает на его вступительный, предваряющий характер.
Картина мира, нарисованная поэтом в «Ante lucem», связана с романтическими
представлениями и традициями. |
«Стихи о Прекрасной Даме» включают около 800
стихотворений, написанных в 1901–1902 годах. У цикла есть биографический
подтекст – взаимоотношения А. Блока и его невесты Л. Менделеевой, но житейский
сюжет, безусловно, не является идейно‑художественной основой «Стихов о
Прекрасной Даме». |
В цикле «Распутья» сохраняются некоторые мотивы,
характерные для «Стихов о Прекрасной Даме» («Я их хранил в приделе Иоанна…» –
стихотворение с обычной соловьевской атрибутикой – «огонь лампад», «служенье»,
«Она», «свечи», «Встречи»), но вместе с тем появляются и новые, связанные с
умонастроениями, которые рождены земной жизнью. |
Сравнительный анализ стихотворений «Сумерки, сумерки
вешние…» и «Мы встречались с тобой на закате…» позволит проследить развитие
лирического сюжета в пределах цикла «Стихов о Прекрасной Даме». |
Известный московский собиратель картин,
П. М. Третьяков, очень хотел, чтобы в его галерее были представлены
портреты знаменитых писателей его времени, выполненные кистью русских
художников. |
Вопрос о семье, браке и разводе был
вопросом времени. Особенную остроту он получил в критическую эпоху 60-х
годов. Новые веяния в семейной жизни и требования перемен в
законодательстве о браке связывали, и не без оснований, с влиянием на
умы современников так называемой «нигилистической литературы». |
Структура «Анны Карениной» во многом
отличается от структуры «Войны и мира», где Толстой высказывал свои
главные мысли в форме пространных публицистических или исторических
«отступлений». В новом романе он стремился к строгой объективности
повествования. |
В романе Толстого каждый характер
представляет собой сложный, изменчивый, но внутренне законченный и
цельный мир. И каждый из них раскрывается в сложных и изменчивых
отношениях с другими характерами, не только главными, но и
второстепенными. |
Одно из первых, самых ранних определений
сюжета «Анны Карениной» сохранилось в письме С. А. Толстой: «Сюжет
романа — неверная жена и вся драма, происшедшая от этого». В первоначальных набросках круг событий охватывал
замкнутую и относительно небольшую область частной жизни. «Замысел такой
частный, — говорил Толстой. |
Своеобразие широкого и свободного романа
заключается в том, что фабула теряет здесь свое организующее влияние на
материал. Сцена на станции железной дороги завершает трагическую
историю Анны Карениной. Отказавшись печатать восьмую часть «Анны
Карениной», Катков уведомил читателей, что «со смертью героини,
собственно, роман кончился». |
Есть старинное определение эпического
стиля: «единство в многообразии». И это определение как нельзя лучше
подходит к «Анне Карениной». Первое, что поражает нас в этом романе, —
богатство подробностей, разнообразие «мотивов». Но когда мы вспоминаем
впечатление о романе в целом, оно представляется нам слитным, как
музыка. |
Каждая фраза Толстого является
микрокосмом стиля романа в целом. Этим и объясняется значение и смысл
«средств образной речи» — эпитетов, метафор, сравнений, которые при всей
локальности своего бытования всегда соотнесены с целым. |
В 1835 г., в письме к А. С. Пушкину (от 7 октября)
Гоголь впервые упоминает новое произведение: «Начал писать Мертвых душ.
Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.
|
Первая глава «Мертвых душ» — произведения, жанровой
природе которого Гоголь уделял достаточно много внимания, остановившись
наконец на поэме и настраивая тем самым читателей на восприятие
эпически масштабного сочинения — первая глава начинается описанием
вполне заурядного события, которое, пожалуй, событием даже трудно
назвать: в губернский город приезжает некий господин, похожий на многих
других, и сам приезд его почти не обратил на себя внимания жителей этого
города.
|
Проведя в губернском городе неделю, Чичиков
отправляется с визитами к помещикам, с которыми познакомился у
губернатора, к Манилову и Собакевичу. Читатель еще не знает, что задумал
гоголевский герой, вместе с ним испытывая определенное любопытство, он
отправляется в поездку по России, описание которой занимает большую
часть поэмы.
|
Очередная глава поэмы уже достаточно отчетливо
обнаруживает одну из существенных особенностей композиции «Мертвых душ».
Гоголь, выстраивая II–VI главы, использует кумулятивный принцип
построения текста. Cumulatio (лат.) — увеличение, скопление.
|
Художественный мир Гоголя населен множеством людей и
предметов. Пребывая в одном пространстве, они то противостоят друг
другу, то взаимодополняют, то друг другу уподобляются.
|
Трактир — очередная остановка Чичикова,
незапланированная (в отличие от поездок к помещикам), но вполне
объяснимая: нужно было «дать отдохнуть лошадям… и самому несколько
закусить и подкрепиться» (VI, 61).
|
Пережив небольшое, но неожиданное и потому
неприятное потрясение, Чичиков, пусть и не надолго, но задумывается о
своем будущем, и внутренние побуждения героя, до поры до времени скрытые
от читателя, проступают на мгновение сквозь заурядность его жизни,
столь похожей на жизнь господ «средней руки».
|
Еще в ранних статьях, включенных в сборник
«Арабески» (1835), Гоголь высказал немало интересных соображений о
живописи. В Петербургских повестях он создает несколько образов
живописцев, исследуя сложную природу искусства.
|
В шестой главе между автором и его героями
устанавливается уже особая и более сложная, чем в предыдущих главах,
связь. Рассказав о Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче, приобщив к
собственным размышлениям о них читателей, автор начинает новую главу
очень личной интонацией, словно испытывая потребность задуматься о себе и
о своем пути.
|
Герои самых разных произведений Гоголя (вспомним
«Вечера на хуторе близ Диканьки», миргородские сюжеты — «Старосветские
помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем») умеют ощутить «пир» жизни, отдавая должное трапезе.
|
В финале шестой главы счастливым был назван герой
поэмы: он заключил выгодную сделку, вернувшись в гостиницу, хорошо
поужинал (у Плюшкина такая возможность ему не представилась) и мог
крепко заснуть, «как спят одни только те счастливцы, которые не ведают
ни гемороя, ни блох, ни слишком сильных умственных способностей» (VI,
132).
|
Герои восьмой главы — жители губернского города.
Несмотря на то что имена некоторых указаны и повествователь упоминает их
таким образом, как будто они знакомы всем, в том числе, читателям, —
это персонажи эпизодические и индивидуализация их в авторскую задачу не
входила. |
| |