1. Уже в первых двух строках стихотворения «О доблестях,
о подвигах, о славе...» проявилась контрастность, свойственная поэзии Блока:
герой стихотворения живет на «горестной земле», но его жизнь одухотворена
сиянием любви и высокими стремлениями. Помогает ли эта контрастность первых
строк стихотворения понять причину жизненной драмы героя стихотворения?
2. Слово «синий» часто встречается в стихах Блока. Синий
цвет предстает порой как символ «страшного мира»:
Сопоставьте сцену
бомбардировки Смоленска из «Войны и мира» (т. 3,
ч. 2, гл. IV), стихотворение Анны Ахматовой
«Первый дальнобойный в Ленинграде» и фрагмент
главы «Кто стрелял?» из поэмы Александра
Твардовского «Василий Тёркин». Какие мотивы их
объединяют?
1. Подготовьте рассказ о том,
какие впечатления детских и отроческих лет способствовали формированию
«русского гения». Почему детство Пушкина многие знатоки его творчества считают
счастливым? Какие впечатления детских лет облегчали Пушкину возложенную на него
историей отечественной литературы задачу создания русского литературного
языка?
2. Анализируя стихи Пушкина,
посвящённые дню лицейских годовщин, дайте характеристику того духовного
братства, которое сложилось между лицеистами. Почему Пушкин называл союз
выпускников лицея «прекрасным»?
1.В чём сходство
и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова? Почему Белинский связывал с
творчеством Лермонтова начало новой, послепушкинской эпохи в русской литературе?
2.Подготовьте рассказ о детстве
Лермонтова. Какие впечатления детских лет способствовали его раннему
взрослению?
3. Расскажите об интеллектуальной
атмосфере, окружавшей Лермонтова в Московском Благородном пансионе. Какое
влияние оказала она на становлен
... Читать дальше »
1.Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения
Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собственные наблюдения,
продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Преходящее и вечное в
художественном мироощущении Тургенева»;«Общественныевзгляды
Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева».
2. Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает
трагическую природу любви в прочитанных вами или изученных в прошлые годы
произведениях: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев
... Читать дальше »
1. Подготовьте
рассказ о «малой родине» Тютчева, используя учебник и рекомендованную учителем
литературу.
2. Дайте
характеристику поколению «любомудров», определите отличие их общественной
позиции от декабристов, раскройте их роль в становлении самобытной русской
мысли и философской лирики.
3. В
чём проявилось особое положение Тютчева среди русских писателейХIХ века?
1. Расскажите о жизненном и творческом пути А. К.
Толстого, о своеобразии его эстетических и общественных взглядов
(аристократическая оппозиция)[1].
2. Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня во
мраке и в пыли…». Как понимает Толстой назначение поэзии? Можно ли причислить
его к поэтам-романтикам? Найдите в этом стихотворении отголоски «Пророка»
Пушкина в стилистических приёмах, в развитии темы перерождения человека,
обретающего новое зрение.
1. На материале уже знакомых вам произведений Некрасова,
используя учебник, подготовьте сообщение «О народных истоках мироощущения
Некрасова».
2. Используя учебник и рекомендованную учителем дополнительную
литературу, подготовьте рассказ о детских, отроческих и юношеских годах
Некрасова. Проиллюстрируйте конкретными примерами ярославско-костромские
корнистихов Некрасова о народе.
3. Проанализируёте стихотворение Некрасова «Поэт и
гражданин» и покажит
... Читать дальше »
1.
Подтвердите общие положения о жанровом своеобразии романа «Что делать?»,
изложенные в учебнике, собственными примерами из текста произведения.
2. Докажите факт
влияния романа «Что делать?» на русскую литературу знакомыми вам
произведениями, в которых есть отклики на роман Чернышевского или полемика с
ним.
1. Подготовьте
сообщение об основных событиях и впечатлениях детских лет, оказавших влияние
на миросозерцание Достоевского.
2. Расскажите о
годах учения Достоевского в Военно-инженерном училище, обращая внимание на
факты, обострявшие его болезненный самоанализ.
3. Сопоставьте
«Шинель» Гоголя с «Бедными людьми» Достоевского и покажите, что нового внес
Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия
открыл он в его вн
... Читать дальше »
1. Подготовьте рассказ о детстве, юности и молодости
Лескова. Покажите, какие жизненные впечатления нашли отражение в прочитанных
вами произведениях писателя.
2. Раскройте причины конфликта писателя с петербургскими
литераторами. Покажите, в чём судьба Лескова перекликается с судьбой Тургенева
после публикации «Отцов и детей».
3. Подтвердите основные положения раздела «Художественный
мир Лескова» собственными примерами из текстов прочитанных вами произведений и
подготовьте сообщение на эту тему.
1. Составьте
развёрнутый план рассказа о детстве, отрочестве и юности
Салтыкова-Щедрина.Какие детские и
юношеские впечатления повлияли на формирование сатирического таланта писателя?
Какие впечатления вынес Салтыков из Вятской ссылки?
2. Сформулируёте главную проблему «Истории одного города»
и подтвердите это конкретными примерами из текста произведения.
3. Расскажите, привлекая собственные наблюдения, о
смешении времён, сатирическом гротеске, сатирической фантастике, сатирическом
пародиро
... Читать дальше »
1. Пользуясь
учебником и рекомендациями учителя, подготовьте рассказ о детстве, отрочестве и
юности Льва Толстого. Обратите внимание на освещение следующих важных для
понимания мировоззрения писателявопросов: Почему Толстой запомнилнавсю жизнь детскую игру в
«муравейных братьев»? Как сказалась христианская атмосфера дома Толстых в
произведениях писателя и его мировоззрении? Какие уроки отроческих и юных лет
нашли отражение в творчестве Толстого? Как повлияла на Толстого служба на
Кавказе?
1. Прочтите раздел учебника «Труд самовоспитания». Используя
материал этого раздела и рекомендованную учителем дополнительную литературу,
составьте рассказ о детстве и юности Чехова. Обратите внимание на следующие
вопросы: Какое влияние на Чехова оказала русская классическая литература?
Какие черты характера унаследовал Чехов от своих родителей, дедов и прадедов по
материнской и отцовской линии? Какие впечатления детских лет оказали влияние на
его личность и художественный талант? Что отличало Чехова от его братьев? Какое
влияние на творчество Чехова оказала учеба на медицинском факультете
Московского университета и последующая практика врача?
1.
Продумайте развернутый ответ на вопрос: «Почему, обращаясь к миру купечества,
Островский мог создавать пьесы, имеющие общенациональное звучание?» При
подготовке обратите внимание на детские и юношеские годы Островского, на факты
его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование его таланта.
2. Подготовьте рассказ на тему «В чём сила и слабость
самодурства Дикого и Кабанихи».
3. Почему песню Кулигина «Среди долины ровныя» можно
считать эпиграфом к «Грозе» (проанализируйте полный текст этой песни на слова
по
... Читать дальше »
2. Дайте целостную характеристику «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Что является причиной весёлости и грусти автора в этой книге?
3. Докажите, что сборник «Миргород» является новым
этапом в творческом развитии Гоголя.
4. Покажите, какие приемы «овеществления» человека и
комического воодушевления, побеждаемого чувством грусти и уныния, использует
Гоголь в повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем.
Гимназист
Антон Чехов часто привязывал себе бороду или приклеивал бакенбарды,
надевал синие очки, напяливал старый отцовский пиджак и в таком виде
отправлялся…
В рассказе «Учитель словесности» проживает милейший умник, Ипполит Ипполитыч, учитель истории и географии.
Когда
главный герой рассказа, учитель словесности, женился, после венчания
все его поздравляли. Ипполит Ипполитыч тоже подошел к новобрачному.
Пожал ему руку. А потом изрек одну из умнейших своих фраз.
Свое
первое свидание с живой литературой маленький Ваня Тургенев надолго
запомнил. В гости к матушке, Варваре Петровне Тургеневой, приехал
маститый баснописец Иван Иванович Дмитриев.
С
кем отец Достоевского, Михаил Андреевич, категорически запрещал
общаться своим сыновьям, а маленький Федя, несмотря на запрет, радостно
заводил знакомство?